Published Date: 01.04.2023

Роль философии в «воспитании к самостоятельному бытию и мышлению» личности и особенности методики преподавания философских дисциплин как основы для формирования soft scills

Annotation

В статье рассматривается необходимость трансформации современной системы образования в связи с избыточной информационной доступностью и нарушением базисных принципов, сформулированных в русской философии образования, в которой постулируется неразрывная связь образования и воспитания. Обосновывается позиция, согласно которой центральным элементом продуктивной трансформации современного образования становится форми98 рование навыка критического мышления, происходящего при использовании определенной методики преподавания философии, предполагающей не «наполнение памяти», а выработку алгоритма ментального действия в совместной работе преподавателя и обучающегося.



Library

1. Тульчинский, Г. Л. Цифровая трансформация образования: вызовы высшей школе / Г. Л. Тульчинский // Философские науки. — 2017. — № 6. — С. 121–136.
2. Миронов, В. В. Философия — бесполезная наука / В. В. Миронов. — URL: <a href="https://archive.taday.ru/text/376803.html" target="_blank">https://archive.taday.ru/text/376803.html</a> (дата обращения: 28.04.2023).
3. Миронов, В. В. Философия — вневременное смысловое пространство, внутри которого идет диалог между философами / В. В. Миронов // Единство разнообразия. Разнообразие единства — Москва, 2015. — С. 117–147.
4. Новиков, А. М. Постиндустриальное образование / А. М. Новиков. — Москва : Эгвес, 2008. — 136 с.
5. Пятнадцать лет Воронежского государственного университета [1918–1933] / под ред. проф. И. П. Подволоцкого [и др.]. — Воронеж : Изд-во и тип. кн-ва «Коммуна», 1934. — 108 с.
6. Розанов, В. В. Три главные принципа образования / В. В. Розанов // Сумерки просвещения. — Санкт-Петербург, 1899. — С. 83–93.
7. Розин, В. М. Приобщение к философии. Новый педагогический опыт / В. М. Розин. — Москва : URSS, 2009. — 384 с.
8. Розин, В. М. О пользе сомнения в современном образовании / В. М. Розин // Известия Российской академии образования. — 2022. — № 3 (59). — С. 38–43.
9. Стародубцева, Л. В. Total Recall vs. Delete: паноптикон цифровой гиперпамяти / Л. В. Стародубцева // Международный журнал исследований культуры. — 2012. — № 1 (6). — C. 12–18.
10. Стратегия модернизации содержания общего образования : матер. для разработки док. по обновлению общего образования. — Москва : Мир книги, 2001. — 104 с.
11. Строгецкая, Е. В. В поисках модели современного университета / Е. В. Строгецкая // Высшее образование сегодня. — 2009. — № 3. — С. 15–17.
12. Миронов, В. В. Образование должно быть консервативным / В. В. Миронов // Единство разнообразия. Разнообразие единства. — Москва, 2015. — С. 98–116.
13. Щелкунов, М. Д. Вузовская философия: требуется перезагрузка / М. Д. Щелкунов // Высшее образование в России. — 2021. — Т. 30, № 10. — С. 99–107. — DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-10-99-107
14. Эко, У. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки : учеб.-метод. пособие / У. Эко ; пер. с ит. Е. Костюкович. — 2-е изд. — Москва : Университет, 2003.— 240 с.
15. Altbach, Ph. G. Trends in global higher education : Tracking an academic revolution / Ph. G. Altbach, L. Reisberg, L. E. Rumbley. — Rotterdam, Netherlands : Sense, 2010. — 279 p.
16. Altbach, Ph. G. Internationalization and Global Tension : Lessons from History / Ph. G. Altbach, H. Wit de // Journal of Studies in International Education. — 2015. — Vol. 19, № 1 (February). — P. 4–10. — <a href="https://doi.org/10.1177%2F1028315314564734" target="_blank">https://doi.org/10.1177%2F1028315314564734</a>
17. Giridharadas, A. Virtual Classrooms Could Create a Marketplace of Knowledge / A. Giridharadas. — New York Times. — 2009. — November 6.
18. Kerr, C. The Uses of University / C. Kerr. — 5th ed. — Cambridge : Harvard University Press, 2001 [1963]. — 288 p.
19. Sankar, C. Competencies Required of Engineering Students Conducting International Projects / C. Sankar // International Journal of Project Management and Productivity Assessment (IJPMPA). — 2021. — Vol. 9, № 2, April–June. — P. 1–16. — DOI: 10.4018/ I
20. The Future of Jobs Report. October 2020. World Economic Forum. — URL: <a href="https://" target="_blank">https://</a> www.weforum.org/reports/the-future-of-jobs-report-2020/ (date of the application: 14.10.2022).
21. Wagner, T. Creating innovators. The making of young people who will change the world / T. Wagner. — New York : Scribne : A division of Simon and Sсhuster, 2012. — 270 p.
22. Which “culture”? A critical analysis of intercultural communication in engineering education / M. Handford, J. van Maele, P. Matous, Y. Maemura // Journal of Engineering Education. — 2019. — Vol. 108, № 2. — P. 161–177. — DOI: 10.1002/jee.20254
23. Козолупенко, Д. П. Дистанциализация в социализации современного человека / Д. П. Козолупенко // Известия Российской академии образования. — 2021. — № 4 (56). — С. 70–83.
24. Багдасарьян, Н. Г. От компетентностной модели специалиста-инженера к STEM-образованию, или… Вперёд в прошлое? / Н. Г. Багдасарьян, Р. М. Петрунева, В. Д. Васильева // Высшее образование в России. — 2022. — Т. 31, № 5. — С. 67–83.
25. Болотов, В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. — 2003. — № 10. — С. 8–14.
26. Бондарева, Л. В. Влияние «мягких» навыков на готовность к самостоятельному трудоустройству: опыт самооценки будущих инженеров / Л. В. Бондарева, Т. В. Потемкина, Г. С. Саулембекова // Высшее образование в России. — 2021. — Т. 30, № 12. — С. 59–74.
27. Гессен, С. И. Мировоззрение и образование / С. И. Гессен. — URL: <a href="https://" target="_blank">https://</a> roerich-lib.ru/gessen/6635-mirovozzrenie-i-obrazovanie (дата обращения: 29.04.2023).
28. Дельбанко, Э. Колледж. Каким он был, стал и должен быть / Э. Дельбанко ; пер. с англ. И. Кушнаревой под науч. ред. А. Васильевой. — Москва : Изд. дом ВШЭ, 2015. — 254 с.
29. Докладная записка Г. Г. Шпета по социальной педагогике // Архив эпохи: тематическое единство русской философии / Т. Г. Щедрина. — Москва, 2008. — С. 284–290.
30. Ильин, И. А. Путь к очевидности / И. А. Ильин. — Москва : Республика, 1993. — 430 с.
31. Инновации в образовании: человекосообразный ракурс : сб. науч. тр. / под ред. А. В. Хуторского. — Москва : Эйдос, 2009. — 219 с.
32. Innovacii v obrazovanii: chelovekosoobrazny`j rakurs : sb. nauch. tr. / pod red. A. V. Xutorskogo. — Moskva : E`jdos, 2009. — 219 s.
33. Карпачёв, М. Д. Коренная реорганизация университетов в СССР в 1929–1933 гг./ М. Д. Карпачёв // Новое прошлое. — 2016. — № 2. — С. 121–136.
34. Альтбах, Ф. Дж. Глобальные перспективы высшего образования / Ф. Дж. Альтбах. — Москва : ВШЭ, 2018. — 548 с. — <a href="https://doi.org/10.17323/978-5-7598-1712-3" target="_blank">https://doi.org/10.17323/978-5-7598-1712-3</a>
35. Козолупенко, Д. П. Инверсия основных тенденций цифровизации в образовательном пространстве / Д. П. Козолупенко // Высшее образование в России. — 2022. — Т. 31, № 12. — С. 115–129.
36. Козолупенко, Д. П. Образование и самообразование: основные направления трансформации современной системы высшего образования / Д. П. Козолупенко // Известия Российской академии образования. — 2022. — № 4 (60). — С. 105–121.
37. Козолупенко, Д. П. Тенденция к деперсонализации и утрата культуры отношений в современном обществе / Д. П. Козолупенко // Известия Российской академии образования. — 2022. — № 1 (57). — С. 71–83. — DOI: 10.51944/20738498_2022_1_71
38. Компетентностный подход : реф. бюл. — Москва : РГГУ, 2005. — 38 с.
39. 16. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. — Москва : Министерство образования Российской Федерации, 2002. — 28 с.
40. Король, А. Д. Молчание в диалоге как проблема философии образования / А. Д. Король // Вопросы философии. — 2019. — № 4. — C. 6–11. — DOI: 10.31857/ S004287440004786-9
41. Король, А. Д. Эвристическое обучение на основе вопрошания и молчания ученика: от методологии к практике / А. Д. Король. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 196 с.
42. Король, А. Д. Цифровая трансформация образования и вызовы XXI века / А. Д. Король, Ю. И. Воротницкий // Высшее образование в России. — 2022. — Т. 31, № 6. — С. 48–61. — DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-6-48-61
43. Кряклина, Т. Ф. Многообразие моделей университета: модели, адекватные своему времени / Т. Ф. Кряклина // Международный журнал экспериментального образования. — 2016. — № 6/2. — С. 214–218.
44. Кузьминов, Я. И. Дискуссия «Какое будущее ждет университеты» / Я. И. Кузьминов, Д. Н. Песков // Вопросы образования. — 2017. — № 3. — С. 202–233. — <a href="http://" target="_blank">http://</a> doi.org/10.17323/1814-9545-2017-3-202-233

Other articles