Published Date: 01.04.2023

Смысл наставничества в дошкольном образовании

Annotation

В статье проясняется смысл понятия «наставничество», которое в литературе пересекается с понятиями «учитель», «педагог», «ментор», «тьютор», «руководитель» и др. Автор видит в наставничестве не моду, а важный тренд, состоящий в переориентации образования на индивидуальность учащегося, его самостоятельность и самообразование, индивидуально-образовательные программы, совместную деятельность с педагогом. К этим характеристикам он добавляет подход, предполагающий решение двойной образовательной задачи — создания условий (среды) для формирования интеллекта и становления человека нового образа (на материале 36 анализа образовательных кейсов конкретизируются обе стороны этой задачи). Намечаются этапы становления, развития и завершения детства и связанные с ними особенности наставничества.



Library

1. Арендт, Х. Истина и политика / Х. Арендт // Между прошлым и будущим. — Москва, 2014. — С. 334–389.
2. Асмолов, А. Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа / А. Г. Асмолов. — Москва : Смысл, 2001. — 416 с.
3. Зеньковский, В. В. Психология детства / В. В. Зеньковский. — Лейпциг : Сотрудник, 1924.
4. Маяковский, В. Что такое хорошо и что такое плохо / В. Маяковский. — URL: <a href="https://rustih.ru/vladimir-mayakovskij-chto-takoe-xorosho-i-chto-takoe-ploxo/" target="_blank">https://rustih.ru/vladimir-mayakovskij-chto-takoe-xorosho-i-chto-takoe-ploxo/</a> (дата обращения: 25.03.2023).
5. Пришвин, М. М. Кащеева цепь / М. М. Пришвин. — 2022. — URL: <a href="https://svscena.ru/Buki/Kashchyeyeva-tsyepjj.html" target="_blank">https://svscena.ru/Buki/Kashchyeyeva-tsyepjj.html</a> (дата обращения: 25.03.2023).
6. Розин, В. М. Философия детства / В. М. Розин // Философско-педагогические этюды. — Йошкар-Ола, 2015. — С. 6–62.
7. Розин, В. М. Осмысление тьюторского опыта как «тихой революции» в образовании / В. М. Розин, Т. М. Ковалева // Педагогика. — 2021. — № 9. — C. 41–51.
8. Розин, В. М. Этюды по философии образования. Смена парадигмы / В. М. Розин. — Москва : Новый хронограф, 2021. — 288 с.
9. Розин, В. М. Замысел построения новой гуманитарной дисциплины — «нарратив-семиотики» / В. М. Розин // Культура и искусство. — 2022. — № 4. — С. 78–93.
10. Розин, В. М. Осмысление детства и становления личности Курымушки Алпатова в романе Михаила Пришвина «Кащеева цепь» / В. М. Розин // Познание и переживание. — 2022. — Т. 3, № 2. — С. 36–54.
11. Тайлор, Э. Первобытная культура / Э. Тайлор. — Москва : Государственное социально-экономическое изд-во, 1939. — 602 с.
12. Челнокова, Е. А. Эволюция системы наставничества в педагогической практике / Е. А. Челнокова, З. И. Тюмасева // Вестник Мининского университета. — 2018. — Т. 6, № 4. — URL: <a href="https://akademperezagruzka-evoluciya-sistemy-nastavnichestva-vpedagogicheskoi-" target="_blank">https://akademperezagruzka-evoluciya-sistemy-nastavnichestva-vpedagogicheskoi-</a>
13. Чуковский, К. И. От двух до пяти / К. И. Чуковский // Собрание сочинений : в 15 т. — Москва, 2001. — Т. 2. — URL: <a href="https://chukovskiy.su/proza/ot-dvuh-dopyati/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2F" target="_blank">https://chukovskiy.su/proza/ot-dvuh-dopyati/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2F</a> (дата обращения: 25.03.2023).
14. Чуковский, К. И. Краденое солнце / К. И. Чуковский. — URL: <a href="https://teremok." target="_blank">https://teremok.</a> in/Pisateli/Rus_Pisateli/Chukovski/Krad_Solnse.htm (дата обращения: 25.03.2023).

Other articles