Published Date: 01.01.2023

Реверсивное наставничество как проблема и перспективная образовательная технология студентов

Annotation

Вопрос оптимизации образовательного процесса на всех уровнях и, в особенности, в школе, очевидно, никогда не выйдет из разряда актуальных. Сегодня для его решения предлагаются различные технологии и схемы, одной из которых являются разновидности наставничества, включая реверсивное. Рассматривая его, авторы предлагают собственное понимание и определение, анализируют его теоретические основы, параметры эффективности и авторскую модель реализации в школе в условиях тьюторского сопровождения.



Library

1. Porras N. I. Reverse mentoring and peer coaching as professional development strategies / N. I. Porras, L. S. Díaz, M. M. Nieves // Colombian Applied Linguistics J.— 2018.— Vol. 20, №2.— P. 169–183.
2. Knowles M. S. The Adult Learner : The definitive classic in adult education and human resource development / M. S. Knowles, E. F. Holton III, R. A. Swanson. — 6th ed. — Woburn, MA : Butterworth-Heinemann, 2018. — 391 p.
3. Kram K. E. Phases of the mentor relationship / K. E. Kram // Acad. Manage. J. — 1983. — Vol. 26, № 4. — P. 608–625.
4. Kram K. E. Mentoring at Work : Developmental Relationships in Organizational Life / K. E. Kram. — 3rd ed. — Glenview, IL : Scott Foresman, 2015. — 608 p.
5. Levinson D. The Season of a Man´s Life / D. Levinson. — 4th ed. — N. Y., NY : Random House, 2018. — 367 p.
6. Markowitsch J. Handbuch praxisorientierter Hochschulbildung / J. Markowitsch, K. Messerer, M. Prokopp. — Wien : Facultas, 2004. — 142 p.
7. Meister C. Mentoring Millennials / C. Meister, K. Willyerd // Harv. Bus. Rev. — 2010. — Vol. 88, № 5. — P. 68–72.
8. Mezirow J. Transformative Learning in Practice : Insights from Community, Workplace, and Higher Education / J. Mezirow, E. W. Taylor. — 2nd ed. — San Francisco, CA : John Wiley and Sons, 2019. — 30 p.
9. Noufou Q. Measuring and exploring factors affecting students willingness to engage in peer mentoring / Q. Noufou, D. Rezania, M. Hossain // International J. Mentor. Coach. Educ.— 2013.— Vol. 3, № 2. — P. 141–157.
10. Kato S. Promoting mutual learning in reverse mentoring : Professional development for experienced educators / S. Kato // OnCUE Journal. — 2018. — Vol. 11, № 1. — P. 68–80.
11. Prensky М. Digital Natives, Digital Immigrants [Electronic resource] / М. Prensky // Horiz. MCB Univ. Press. — 2021. — Vol. 9, № 5. — Mode of access: <a href="https://marcprensky.com/" target="_blank">https://marcprensky.com/</a> writing/Prensky%20-%20Digital%20Natives,%20Digital%20Immigrants%20-%20Part1.
12. Schmid B. Einführung in das systemische Mentoring / B. Schmid, N. Haasen. — 2nd ed. — Heidelberg : Carl-Auer, 2021. — 8 p.
13. Wenger E. Communities of Practice. Learning, Meaning, and Identity / E. Wenger. — 2nd ed. — Cambridge, MA : Cambridge University Press, 2018. — 336 p.
14. Who Is a Mentor? A Review of Evolving Definitions and Implications for Research / D. L. Haggard [et al.] // J. Manag. — 2011. — Vol. 37. — P. 280–304.
15. Ziegler А. Mentoring : Konzeptionelle Grundlagen und Wirksamkeitsanalyse / A. Ziegler // Mentoring : Theoretische Hintergründe, empirische Befunde und praktische Anwendungen. — Lengerich, 2009. — P. 7–30.
16. Ziegler A. Wo steht die Mentoringforschung im Hype-Zyklus? Resultate eines Literaturüberblicks / A. Ziegler, D. Schimke, H. Stöger // Mentoring : Theoretische Hintergründe, empirische Befunde und praktische Anwendungen / ed. by H. Stöger [et al.]. — 2
17. Zimbardo P. G. Lernen in Psychologie / P. G. Zimbardo. — 3rd ed. — Berlin : SpringerVerlag, 2012. — 907 p.
18. Crow G. M. A critical-constructivist perspective on mentoring and coaching for leadership / G. M. Crow // The Sage Handbook of Mentoring and Coaching in Education / ed. by C. Fletcher, C. Mullen. — Thousand Oaks, CA, 2012. — P. 228–242.
19. Глухов А. П. Межпоколенческий цифровой разрыв: профили социально-сетевой цифровой грамотности, реверсивное наставничество и практики платформенной отстройки / А. П. Глухов, Ю. М. Стаховская // Mediaобразование: медиа как тотальная повседневность : мате
20. Грязнова Е. Р. Трансформация института наставничества: объективная реальность и мифы / Е. Р. Грязнова // Проф. ориентация. — 2018. — № 1. — С. 39–43.
21. Коломийченко Л. В. Организация инновационной деятельности в учреждениях образования / Л. В. Коломийченко // Перм. пед. журн. — 2010. — № 1. — С. 19–23.
22. Локтюхина Н. В. Развитие системы наставничества: российский и зарубежный опыт / Н. В. Локтюхина, У. А. Назарова, С. В. Шабаева // Непрерывное образование: XXI век. — 2019. — Т. 4. — С. 136–151.
23. Резанович И. В. Многоуровневое наставничество и модели его реализации в образовательных организациях / И. В. Резанович // Изв. Воронеж. гос. пед. ун-та. — 2021. — № 1. — С. 66–69.
24. Ройтблат О. В. Наставничество как один из инструментов реализации непрерывного образования взрослых / О. В. Ройтблат, Н. Н. Суртаева // Непрерывное образование. — 2018. — № 3. — С. 14–17.
25. Филатова Е. В. Организация наставничества как формы социального партнерства в области профессионального образования / Е. В. Филатова // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. — 2012. — № 18. — С. 196–201.
26. Bloomberg. Building tomorrow’s talent : Collaboration can close emerging skills gap [Electronic resource]. — 2018. — Mode of access: <a href="https://www.bna.com/uploadedFiles/BNA_V2/" target="_blank">https://www.bna.com/uploadedFiles/BNA_V2/</a> Micro_Sites/2018/Future_of_Work/Work day%20Bloomberg%20Build-Tomorrow-Talent_
27. Базарнова Н. Д. Наставничество молодых учителей в условиях дистанционного обучения / Н. Д. Базарнова, О. А. Катушенко // Изв. Балт. гос. акад. рыбопромыслового флота: психол.-пед. науки. — 2020. — № 4. — С. 92–94.
28. Dardouri M. From reverse mentoring to collaborative communities’ emergence : A career capital perspective [Electronic resource] / M. Dardouri // 2nd International Symposium of the Research Group on Collaborative Spaces. — London, 2018. — Mode of acces
29. Dominguez N. Mentoring frameworks : Synthesis an critique / N. Dominguez, M. Hager // Int. J. Mentor. Coach. Educ. — 2013. — Vol. 2, № 3. — P. 171–189.
30. Ferguson L. Student teachers’ beliefs about learning, teaching, and teaching knowledge : A qualitative study / L. Ferguson, I. Bråten // Teacher Education and Practice. — 2018. — Vol. 31, №3. — P. 348–365.
31. Gagné R. M. Principles of Instructional Design / R. M. Gagné, L. G. Briggs, W. W. Wager.— 2nd ed. — Tokyo : Harcourt Brace College Publishers, 2021. — 392 p.
32. Gubler S. M. Reverse Mentoring in the Classroom : A Qualitative Study : Theses and Dissertations / S. M. Gubler. — Brigham Young University, 2019. — 110 р.
33. Higgins M. C. Reconceptualizing mentoring at work: a developmental network perspective / M. C. Higgins, K. E. Kram // Acad. Manage. Rev. — 2001. — Vol. 26, № 2. — P. 264–288.
34. Jones J. An Analysis of Learning Outcomes within Formal Mentoring Relationships / J. Jones // Int. J. Evid. Based Coach. Mentor. — 2012. — Vol. 10, № 1. — P. 57–72.

Other articles