Published Date: 01.01.2023

Reflexive psycho-therapeutic programs for the prevention of drug addiction of young people as pedagogical technologies for educating their safety and ensuring health

Annotation

The problems of educating young people and ensuring their health and safety, including the fight against drug addiction, are discussed. By means of reflexive-activity psychology of personal development and moral education, the age-psychological characteristics of drug addicts are studied: their need-semantic sphere, experiences, motivation of behavior, goal-setting, relationships with family and social environment. With this in mind, the types of reflexive psycho-therapeutic programs for psychocorrection of personal development are designed. The educational experience of prevention and rehabilitation aimed at reflexive and pedagogical provision of psychological safety and spiritual and moral health of young people is summarized.




Library

1. Semenov I. N. Zavisimost` vy`bora perspektivny`x zhiznenny`x napravlenij ot refleksii urovnya komfortnosti lichnosti uchashhixsya / I. N. Semenov, K. S. Seregin, E. E. Kornienko // Uchen. zap. MGPU. Psixologicheskie issledovaniya. — Murmansk, 2008. — Vy`p
2. 30. Семенов И. Н. Зависимость выбора перспективных жизненных направлений от рефлексии уровня комфортности личности учащихся / И. Н. Семенов, К. С. Серегин, Е. Е. Корниенко // Учен. зап. МГПУ. Психологические исследования. — Мурманск, 2008. — Вып. 8. — С.
3. Semenov I. N. Zdravooxranenie: refleksivnaya psixologiya i chelovecheskij kapital — aspekty` razvitiya / I. N. Semenov // Glavny`j vrach: xozyajstvo i pravo. — 2007. — № 3. — S. 20–22.
4. 29. Семенов И. Н. Здравоохранение: рефлексивная психология и человеческий капитал — аспекты развития / И. Н. Семенов // Главный врач: хозяйство и право. — 2007. — № 3. — С. 20–22.
5. Semenov I. N. Refleksivnost` duxovnogo razvitiya lichnosti kak odin iz aspektov optimizacii psixicheskogo zdorov`ya / I. N. Semenov, A. V. Stavcev // Psixicheskoe zdorov`e i bezopasnost` lichnosti : v 2 ch.— Tambov, 2003. — Ch. II. — S. 135–139.
6. 28. Семенов И. Н. Рефлексивность духовного развития личности как один из аспектов оптимизации психического здоровья / И. Н. Семенов, А. В. Ставцев // Психическое здоровье и безопасность личности : в 2 ч.— Тамбов, 2003. — Ч. II. — С. 135–139.
7. Semenov I. N. Problemy` refleksivno-psixologicheskogo analiza krizisnoj lichnosti / I. N. Semenov, S. S. Uchadze. — Sochi : IRPTiGO : NOCz RAO, 2002.
8. 27. Семенов И. Н. Проблемы рефлексивно-психологического анализа кризисной личности / И. Н. Семенов, С. С. Учадзе. — Сочи : ИРПТиГО : НОЦ РАО, 2002.
9. Semenov I. N. Refleksivno-psixologicheskaya korrekciya krizisnogo razvitiya lichnosti podrostkov-narkomanov / I. N. Semenov, S. V. Ivanov, T. G. Boldina // Psixologiya lichnosti v krizisny`x situaciyax razvitiya. — M., 2001. — S. 91–95.
10. 26. Семенов И. Н. Рефлексивно-психологическая коррекция кризисного развития личности подростков-наркоманов / И. Н. Семенов, С. В. Иванов, Т. Г. Болдина // Психология личности в кризисных ситуациях развития. — М., 2001. — С. 91–95.
11. Semenov I. N. Akmeologiya, social`naya i yuridicheskaya psixologiya v mezhdisciplinarnom obespechenii narkologicheskix refleksivny`x reabilitacionny`x programm / I. N. Semenov, S. A. Smirnov, V. V. Korduban // Akmeologiya i social`naya psixologiya na rube
12. 25. Семенов И. Н. Акмеология, социальная и юридическая психология в междисциплинарном обеспечении наркологических рефлексивных реабилитационных программ / И. Н. Семенов, С. А. Смирнов, В. В. Кордубан // Акмеология и социальная психология на рубеже ХХI век
13. Semenov I. N. Refleksivno-innovacionnoe upravlenie vospitaniem i obucheniem shkol`nikov v gimnazicheskom obrazovanii / I. N. Semenov, T. G. Boldina // Problemy` refleksivnoj pedagogiki, akmeologii i psixologii gumanizacii vospitaniya v obshhem, dopolnitel
14. 24. Семенов И. Н. Рефлексивно-инновационное управление воспитанием и обучением школьников в гимназическом образовании / И. Н. Семенов, Т. Г. Болдина // Проблемы рефлексивной педагогики, акмеологии и психологии гуманизации воспитания в общем, дополнительно
15. Semenov I. N. Refleksivno-tvorcheskij podxod v neprery`vnom professional`nom obrazovanii (metodologiya vzaimodejstviya psixologii, akmeologii, pedagogiki, konfliktologii) / I. N. Semenov. — Bijsk: BiGPI, 1995.
16. 23. Семенов И. Н. Рефлексивно-творческий подход в непрерывном профессиональном образовании (методология взаимодействия психологии, акмеологии, педагогики, конфликтологии) / И. Н. Семенов. — Бийск : БиГПИ, 1995.
17. Refleksivno-psixologicheskaya koncepciya i innovacionno-kompleksny`e programmy` po igrorefleksike professional`nogo obrazovaniya, social`noj zashhity` i adaptacii / pod red. I. N. Semenova. — M. : IRPTiGO, 1996.
18. 22. Рефлексивно-психологическая концепция и инновационно-комплексные программы по игрорефлексике профессионального образования, социальной защиты и адаптации / под ред. И. Н. Семенова. — М. : ИРПТиГО, 1996.
19. Repeczkij Yu. A. Refleksiya smy`sla zhizni lichnostnogo samoopredeleniya v kontekste refleksivno-innovacionnogo treninga / Yu. A. Repeczkij, I. N. Semenov, A. Yu. Sidorova // Mir psixologii. — 2001. — № 2. — S. 177–186.
20. 36. Семенов И. Н. Современные исследования творческого мышления и креативности личности в научной школе рефлексивной психологии / И. Н. Семенов // Человек и мир. — 2017. — Т. 1, № 1. — С. 121–150.
21. Fomina A. B. Nauchno-pedagogicheskie osnovy` razrabotki i razvitiya obrazovatel`ny`x programm v sisteme dopolnitel`nogo obrazovaniya detej / A. B. Fomina, L. N. Bujlova, N. S. Fomin ; otv. red. I. N. Semenov. — M. : MKO, 1996.
22. 40. Фомина А. Б. Научно-педагогические основы разработки и развития образовательных программ в системе дополнительного образования детей / А. Б. Фомина, Л. Н. Буйлова, Н. С. Фомин ; отв. ред. И. Н. Семенов. — М. : МКО, 1996.
23. Turovcev N. V. Refleksiya kak resurs sovladaniya s konfliktnost`yu i razvitiya individual`nosti / N. V. Turovcev, I. N. Semenov // Psixologiya individual`nosti : sb. mater. V Mezhdunar. nauch. konf. / pod obshh. red.: V. D. Shadrikova, I. N. Semenova [i d
24. 39. Туровцев Н. В. Рефлексия как ресурс совладания с конфликтностью и развития индивидуальности / Н. В. Туровцев, И. Н. Семенов // Психология индивидуальности : сб. матер. V Междунар. науч. конф. / под общ. ред.: В. Д. Шадрикова, И. Н. Семенова [и др.]. —
25. Smirnov S. A. Refleksiya, racional`nost` i soznanie / S. A. Smirnov // Refleksivnoorganizacionny`e problemy` formirovaniya my`shleniya i lichnosti v obrazovanii i upravlenii / otv. red.-sost. I. N. Semenov. T. G. Boldina. — M., 2003. — S. 97–120.
26. 38. Смирнов С. А. Рефлексия, рациональность и сознание / С. А. Смирнов // Рефлексивно-организационные проблемы формирования мышления и личности в образовании и управлении / отв. ред.-сост. И. Н. Семенов. Т. Г. Болдина. — М., 2003. — С. 97–120.
27. Smirnov S. A. Vzaimodejstvie racional`noj i irracional`noj refleksii v psixoterapevticheskoj praktike lecheniya bol`ny`x narkomaniej / S. A. Smirnov, I. N. Semenov // Kul`tura i obrazovanie na rubezhe ty`syacheletij : v 5 ch. — Tambov, 2000. — Ch. 5.
28. 37. Смирнов С. А. Взаимодействие рациональной и иррациональной рефлексии в психотерапевтической практике лечения больных наркоманией / С. А. Смирнов, И. Н. Семенов // Культура и образование на рубеже тысячелетий : в 5 ч. — Тамбов, 2000. — Ч. 5.
29. Semenov I. N. Sovremenny`e issledovaniya tvorcheskogo my`shleniya i kreativnosti lichnosti v nauchnoj shkole refleksivnoj psixologii / I. N. Semenov // Chelovek i mir. — 2017. — T. 1, № 1. — S. 121–150.
30. Semenov I. N. Metodologicheskie problemy` refleksivnoj psixologii samovospriyatiya individual`nosti / I. N. Semenov // Mir psixologii. — 2013. — № 1. — S. 131–148.
31. 35. Семенов И. Н. Методологические проблемы рефлексивной психологии самовосприятия индивидуальности / И. Н. Семенов // Мир психологии. — 2013. — № 1. — С. 131–148.
32. Semenov I. N. Kontent-analiz metodom Sh. Shvarcza refleksii studentami zhiznenny`x i professional`ny`x celej / I. N. Semenov, V. Yu. Kostenko // Sistemogenez uchebnoj i professional`noj deyatel`nosti : mater. VI Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., 19-21 noyab
33. 34. Семенов И. Н. Контент-анализ методом Ш. Шварца рефлексии студентами жизненных и профессиональных целей / И. Н. Семенов, В. Ю. Костенко // Системогенез учебной и профессиональной деятельности : матер. VI Междунар. науч.-практ. конф., 19-21 нояб. 2013 г
34. Semenov I. N. Refleksiya e`kzistencial`no-professional`nogo celepolaganiya molodezhi na e`tape mezhpokolencheskogo perexoda / I. N. Semenov // Rossiya: tendencii i perspektivy` razvitiya : ezhegodnik INION RAN. — M., 2012. — Vy`p. 7, ch. 2. — S. 633–638.
35. 33. Семенов И. Н. Рефлексия экзистенциально-профессионального целеполагания молодежи на этапе межпоколенческого перехода / И. Н. Семенов // Россия: тенденции и перспективы развития : ежегодник ИНИОН РАН. — М., 2012. — Вып. 7, ч. 2. — С. 633–638.
36. Semenov I. N. Sociokul`turnoe proektirovanie refleksivno-psixoterapevticheskogo obespecheniya bezopasnosti o brazovaniya molodezhi / I. N. Semenov // Izv. APSN. — 2011. — Vy`p. XV : Razvitie sistemy` obrazovaniya — osnova obespecheniya bezopasnosti strany
37. 32. Семенов И. Н. Социокультурное проектирование рефлексивно-психотерапевтического обеспечения безопасности образования молодежи / И. Н. Семенов // Изв. АПСН. — 2011. — Вып. XV : Развитие системы образования — основа обеспечения безопасности страны : в 2
38. Semenov I. N. Psixologo-akmeologicheskie aspekty` e`kzistencial`noj refleksii tvorcheskoj individual`nosti pisatelya M. M. Zoshhenko / I. N. Semenov // Akmeologiya. — 2009. — № 4. — S. 92–100.
39. 31. Семенов И. Н. Психолого-акмеологические аспекты экзистенциальной рефлексии творческой индивидуальности писателя М. М. Зощенко / И. Н. Семенов // Акмеология. — 2009. — № 4. — С. 92–100.
40. 11. Духовность и рефлексивность в становлении профессионала / отв. ред.-сост. Н. А. Коваль, И. Н. Семенов. — Тамбов : ТГУ, 1996.
41. Donik O. A. Refleksivno-psixologicheskoe obespechenie samorazvitiya uchashhixsya v usloviyax vremenny`x molodezhny`x ob``edinenij sredstvami igrorefleksiki / O. A. Donik, I. N. Semenov // Refleksivno-organizacionny`e problemy` formirovaniya my`shleniya i
42. 10. Доник О. А. Рефлексивно-психологическое обеспечение саморазвития учащихся в условиях временных молодежных объединений средствами игрорефлексики / О. А. Доник, И. Н. Семенов // Рефлексивно-организационные проблемы формирования мышления и личности в обр
43. Davy`dova G. I. E`volyuciya «Obraza Ya» lichnosti v refleksivnom dialoge / G. I. Davy`dova, I. N. Semenov // Mir psixologii. — 2009. — № 4. — S. 149–159.
44. 9. Давыдова Г. И. Эволюция «Образа Я» личности в рефлексивном диалоге / Г. И. Давыдова, И. Н. Семенов // Мир психологии. — 2009. — № 4. — С. 149–159.
45. Davy`dova G. I. Formirovanie refleksivnoj samoocenki psixologo-pedagogicheskoj podderzhki razvitiya lichnosti / G. I. Davy`dova, I. N. Semenov // Novy`e cennosti obrazovaniya. — 2007. — T. 31, № 1 : Missiya klassnogo rukovoditelya. — S. 167–182.
46. 8. Давыдова Г. И. Формирование рефлексивной самооценки психолого-педагогической поддержки развития личности / Г. И. Давыдова, И. Н. Семенов // Новые ценности образования. — 2007. — Т. 31, № 1 : Миссия классного руководителя. — С. 167–182.
47. Davy`dova G. I. Refleksivno-dialogicheskaya psixoterapiya: e`kzistencial`naya model` razvitiya lichnosti / G. I. Davy`dova, I. N. Semenov // Mir psixologii. — 2006. — № 4. — S. 110–118.
48. 7. Давыдова Г. И. Рефлексивно-диалогическая психотерапия: экзистенциальная модель развития личности / Г. И. Давыдова, И. Н. Семенов // Мир психологии. — 2006. — № 4. — С. 110–118.
49. Davy`dova G. I. Rol` refleksivnoj podderzhki v psixologicheskoj korrekcii otnoshenij lichnosti / G. I. Davy`dova, I. N. Semenov // Otnosheniya v psixoterapevticheskom processe. — Vinnicza, 2000. — S. 55–66.
50. 6. Давыдова Г. И. Роль рефлексивной поддержки в психологической коррекции отношений личности / Г. И. Давыдова, И. Н. Семенов // Отношения в психотерапевтическом процессе. — Винница, 2000. — C. 55–66.
51. Davy`dova G. I. Refleksivno-psixologicheskoe obespechenie profilaktiki narkomanii v shkole / G. I. Davy`dova, A. B. Cherenkova // Uchitel` — uchenik: problemy`, poiski, naxodki : tem. sb. — M., 1999. — Vy`p. 16, № 2. — C. 64–67.
52. 5. Давыдова Г. И. Рефлексивно-психологическое обеспечение профилактики наркомании в школе / Г. И. Давыдова, А. Б. Черенкова // Учитель — ученик: проблемы, поиски, находки : тем. сб. — М., 1999. — Вып. 16, № 2. — C. 64–67.
53. Boriskina A. A. Nravstvennoe vospitanie v uchrezhdeniyax dopolnitel`nogo obrazovaniya stolichnogo regiona : monografiya / A. A. Boriskina, I. N. Semenov. — M. : URAO, 2011.
54. 4. Борискина А. А. Нравственное воспитание в учреждениях дополнительного образования столичного региона : монография / А. А. Борискина, И. Н. Семенов. — М. : УРАО, 2011.
55. Anikina V. G. Issledovanie e`kzistencial`noj refleksii v problemno-konfliktny`x situaciyax / V. G. Anikina, N. A. Koval`, I. N. Semenov. — Tambov : TGU, 2001.
56. 3. Аникина В. Г. Исследование экзистенциальной рефлексии в проблемно-конфликтных ситуациях / В. Г. Аникина, Н. А. Коваль, И. Н. Семенов. — Тамбов : ТГУ, 2001.
57. Andriyako L. Ya. Psixologicheskaya e`kspertiza krizisny`x situacij / L. Ya. Andriyako, F. E. Ivanov, I. N. Semenov ; otv. red. I. S. Ladenko. — Novosibirsk : NGU, 1989.
58. 2. Андрияко Л. Я. Психологическая экспертиза кризисных ситуаций / Л. Я. Андрияко, Ф. Е. Иванов, И. Н. Семенов ; отв. ред. И. С. Ладенко. — Новосибирск : НГУ, 1989.
59. Alekseev N. G. Filosofiya obrazovaniya / N. G. Alekseev, I. N. Semenov, V. S. Shvy`rev // Vy`ssh. obrazovanie v Rossii. — 1997. — № 3. — S. 88–94.
60. 1. Алексеев Н. Г. Философия образования / Н. Г. Алексеев, И. Н. Семенов, В. С. Швырев // Высш. образование в России. — 1997. — № 3. — С. 88–94.
61. 21. Репецкий Ю. А. Рефлексия смысла жизни личностного самоопределения в контексте рефлексивно-инновационного тренинга / Ю. А. Репецкий, И. Н. Семенов, А. Ю. Сидорова // Мир психологии. — 2001. — № 2. — С. 177–186.
62. Psixokorrekcionnaya i razvivayushhaya rabota s det`mi : ucheb. posobie dlya stud. sred. ped. ucheb. zavedenij / [I. V. Dubrovina i dr.] ; pod red. I. V. Dubrovinoj. — M. : Academia, 1998.
63. 20. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / [И. В. Дубровина и др.] ; под ред. И. В. Дубровиной. — М. : Academia, 1998.
64. Poxmelkina G. I. Refletexnologii mediacii v sovremennoj zarubezhnoj prakticheskoj psixologii i konfliktologii / G. I. Poxmelkina, I. N. Semenov // Psixologiya : zhurn. Vy`ssh. shk. e`konomiki. — 2008. — № 1. — S. 128–138.
65. 19. Похмелкина Г. И. Рефлетехнологии медиации в современной зарубежной практической психологии и конфликтологии / Г. И. Похмелкина, И. Н. Семенов // Психология : журн. Высш. шк. экономики. — 2008. — № 1. — С. 128–138.
66. Orlova E. Deti s ogranichenny`mi vozmozhnostyami zdorov`ya i inklyuzivnoe obrazovanie / E. Orlova, V. M. Dyukov, I. N. Semenov. — Saarbryukken : Lambert, 2014. — 396 s.
67. 18. Орлова Е. Дети с ограниченными возможностями здоровья и инклюзивное образование / Е. Орлова, В. М. Дюков, И. Н. Семенов. — Саарбрюккен : Ламберт, 2014. — 396 с.
68. Obzor mezhdunarodnogo sotrudnichestva v refleksivno-psixologicheskom obespechenii zdorov`ya i obrazovaniya kak komponentov chelovecheskogo kapitala / I. N. Semenov [i dr.] // Psixologiya. Istoriko-kriticheskie obzory` i sovremenny`e issledovaniya. — 2016.
69. 17. Обзор международного сотрудничества в рефлексивно-психологическом обеспечении здоровья и образования как компонентов человеческого капитала / И. Н. Семенов [и др.] // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. — 2016. — № 1. —
70. Morozova M. V. Filosofsko-psixologicheskie problemy` izucheniya perezhivanij individual`nosti i ix vzaimosvyazej s refleksiej / M. V. Morozova, I. N. Semenov // Psixologiya. Istoriko-kriticheskie obzory` i sovremenny`e issledovaniya. — 2015. — № 1–2. — S.
71. 16. Морозова М. В. Философско-психологические проблемы изучения переживаний индивидуальности и их взаимосвязей с рефлексией / М. В. Морозова, И. Н. Семенов // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. — 2015. — № 1–2. — С. 57–101
72. Lisina E. A. Razvitie V. G. Aseevy`m psixologii i akmeologii motivacii lichnosti / E. A. Lisina, I. N. Semenov // Psixologiya. Istoriko-kriticheskie obzory` i sovremenny`e issledovaniya. — 2014. — № 1–2. — S. 9–12.
73. 15. Лисина Е. А. Развитие В. Г. Асеевым психологии и акмеологии мотивации личности / Е. А. Лисина, И. Н. Семенов // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. — 2014. — № 1–2. — С. 9–12.
74. Kostyukov N. N. Professional`noe obrazovanie vrachej: metodologiya proektirovaniya modernizacii sredstvami sistemno-razvivayushhego podxoda / N. N. Kostyukov, I. N. Semenov. — M. : Feder. in-t razvitiya obrazovaniya M-va obrazovaniya i nauki RF, 2014. — 6
75. 14. Костюков Н. Н. Профессиональное образование врачей: методология проектирования модернизации средствами системно-развивающего подхода / Н. Н. Костюков, И. Н. Семенов. — М.: Федер. ин-т развития образования М-ва образования и науки РФ, 2014.— 64 с.
76. Korduban V. V. Refleksivno-psixoterapevticheskaya podderzhka krizisnoj lichnosti pri provedenii reabilitacionny`x narkologicheskix programm / V. V. Korduban // Psixologiya lichnosti v krizisnoj situacii / V. V. Korduban, I. N. Semenov, S. A. Smirnov. — M.
77. 13. Кордубан В. В. Рефлексивно-психотерапевтическая поддержка кризисной личности при проведении реабилитационных наркологических программ / В. В. Кордубан // Психология личности в кризисной ситуации / В. В. Кордубан, И. Н. Семенов, С. А. Смирнов. — М., 20
78. Dyukov V. M. Specializirovanny`j uchebny`j kurs «Problemy` proektirovaniya i razvitiya “Shkoly` zdorov`ya”» / V. M. Dyukov, I. N. Semenov. — Kiev : Zdorov`e, 2007. — Ch. 1, 2.
79. 12. Дюков В. М. Специализированный учебный курс «Проблемы проектирования и развития “Школы здоровья”» / В. М. Дюков, И. Н. Семенов. — Киев : Здоровье, 2007. — Ч. 1, 2.
80. Duxovnost` i refleksivnost` v stanovlenii professionala / otv. red.-sost. N. A. Koval`, I. N. Semenov. — Tambov : TGU, 1996.

Other articles