Published Date: 01.01.2023

Anthropological components in the educational process of universities

Annotation

The purpose of the study described in the article is to determine the anthropological components that affect the quality of higher education. In the course of the study, a series of pedagogical experiments were organized in universities of medical, engineering, pedagogical profiles on the degree of manifestation of anthropological components in the classroom. The results of the study show that not only digital, but also traditional learning should be organized taking into account anthropological components (personal, empathic, reflective, cognitive, interactive, integrative, attractive, synergistic): only a person can educate a person, form a personality.




Library

1. 13. Кашапов М. М. Психология профессионального педагогического мышления : дис. … д-ра психол. наук / М. М. Кашапов. — Ярославль, 2000. — 447 с.
2. Kashapov M. M. Psixologiya professional`nogo pedagogicheskogo my`shleniya : dis. … d-ra psixol. nauk / M. M. Kashapov. — Yaroslavl`, 2000. — 447 s.
3. 14. Коджаспирова Г. М. Педагогическая антропология как отрасль знания / Г. М. Коджаспирова // Вестн. МГПУ. — 2012. — № 4. — С. 8–20.
4. Kodzhaspirova G. M. Pedagogicheskaya antropologiya kak otrasl` znaniya / G. M. Kodzhaspirova // Vestn. MGPU. — 2012. — № 4. — S. 8–20.
5. 15. Максакова В. И. Педагогическая антропология : учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений / В. И. Максакова. — 2-е изд., стер. — М. : Академия, 2004. — 208 с.
6. Maksakova V. I. Pedagogicheskaya antropologiya : ucheb. posobie dlya vy`ssh. ped. ucheb. zavedenij / V. I. Maksakova. — 2-e izd., ster. — M. : Akademiya, 2004. — 208 s.
7. 16. Международное сообщество исследователей педагогического образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://te.kpfu.ru/" target="_blank">https://te.kpfu.ru/</a> (дата обращения: 18.12.2022).
8. Mezhdunarodnoe soobshhestvo issledovatelej pedagogicheskogo obrazovaniya [E`lektronny`j resurs]. — Rezhim dostupa: <a href="https://te.kpfu.ru/" target="_blank">https://te.kpfu.ru/</a> (data obrashheniya: 18.12.2022).
9. 17. Новичкова Г. А. Историко-философские очерки западной педагогической антропологии : монография / Г. А. Новичкова. — М. : ИФ РАН, 2001. — 142 с.
10. Novichkova G. A. Istoriko-filosofskie ocherki zapadnoj pedagogicheskoj antropologii : monografiya / G. A. Novichkova. — M. : IF RAN, 2001. — 142 s.
11. 18. Российская Федерация. Правительство. Об актуализации примерной рабочей программы воспитания [Электронный ресурс] : письмо М-ва просвещения РФ от 18 июля 2022 г. № АБ-1951/06. — Режим доступа: <a href="https://www.garant.ru/products/ipo/" target="_blank">https://www.garant.ru/products/ipo/</a> prime/doc/404987883/ (д
12. Rossijskaya Federaciya. Pravitel`stvo. Ob aktualizacii primernoj rabochej programmy` vospitaniya [E`lektronny`j resurs] : pis`mo M-va prosveshheniya RF ot 18 iyulya 2022 g. № AB-1951/06. — Rezhim dostupa: <a href="https://www.garant.ru/products/ipo/prime/" target="_blank">https://www.garant.ru/products/ipo/prime/</a> doc/4049
13. 19. Российская Федерация. Президент (2012 – ; В. В. Путин). О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника [Электронный ресурс] : указ Президента РФ от 27.06.2022 № 401. — Режим доступа: <a href="https://mo.mosreg.ru/download/" target="_blank">https://mo.mosreg.ru/download/</a> document/13740207 (да
14. Rossijskaya Federaciya. Prezident (2012 – ; V. V. Putin). O provedenii v Rossijskoj Federacii Goda pedagoga i nastavnika [E`lektronny`j resurs] : ukaz Prezidenta RF ot 27.06.2022 № 401. — Rezhim dostupa: <a href="https://mo.mosreg.ru/download/document/13740207" target="_blank">https://mo.mosreg.ru/download/document/13740207</a> (da
15. 20. Ушинский К. Д. Человек как предмет педагогической антропологии : Опыт педагогической антропологии / К. Д. Ушинский // Пед. соч. : в 6 т. — М., 1990. — Т. 2. — С. 12–23.
16. Ushinskij K. D. Chelovek kak predmet pedagogicheskoj antropologii : Opy`t pedagogicheskoj antropologii / K. D. Ushinskij // Ped. soch. : v 6 t. — M., 1990. — T. 2. — S. 12–23.
17. 21. Фирсова А. Е. Применение антропологического подхода в современной отечественной педагогической теории и инновационной образовательной практике / А. Е. Фирсова // Совр. проблемы науки и образования. — 2014. — № 6. — С. 34–41.
18. Firsova A. E. Primenenie antropologicheskogo podxoda v sovremennoj otechestvennoj pedagogicheskoj teorii i innovacionnoj obrazovatel`noj praktike / A. E. Firsova // Sovr. problemy` nauki i obrazovaniya. — 2014. — № 6. — S. 34–41.
19. 22. Changing the culture of medical training : An important step toward the implementation of competency-based medical education / P. C. Ferguson [et al.] // Medical Teacher. — 2017. — Vol. 39, № 6. — P. 599–602. — doi: 10.1080/0142159X.2017.1315079
20. 23. Evolving concepts of assessment in a competency-based world / P. Harris [et al.] // Med Teacher. — 2017. — Vol. 39. — P. 603–608.
21. 24. Gabdulсhakov V. F. Anthropology of pedagogues’ preparation for the development of cognitive regulation in children by the criterion of IPL / V. F. Gabdulсhakov, G. Sh. Zakirova // ARPHA Proceedings. IFTE-2020. VI International Forum on Teacher Educati
22. 25. Gabdulhakov V. Anthropology of Teacher Training in Interdisciplinary and Digital Education / V. F. Gabdulсhakov, N. Novik, O. Yashina // International Scientific Conference on Innovative Approaches to the Application of Digital Technologies in Educati
23. 26. Gabdulсhakov V. Anthropological Model of Specialist Training at University / V. Gabdulсhakov, O. Yashina // ARPHA Proceedings. IFTE-2021. VII International Forum on Teacher Education. — 2021. — Vol. 5. — P. 433–444. — doi: 10.3897/ap.5.e0433
24. 27. Implementing competency-based medical education : What changes in curricular structure and processes are needed? / M. T. Nousiainen [et al.] // Medical Teacher. — 2017. — Vol. 39, № 6. — P. 594–598. — doi: 10.1080/0142159X.2017.1315077
25. 28. Toward a shared language for competency-based medical education / R. Englander [et al.] // Medical Teacher. — 2017. — Vol. 39, № 6. — P. 582–587. — doi: 10.1080/0142159X.2017.1315066
26. 1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. — СПб. : Питер, 2001. — 271 с.
27. Anan`ev B. G. O problemax sovremennogo chelovekoznaniya / B. G. Anan`ev. — SPb. : Piter, 2001. — 271 s.
28. 2. Асмолов А. Г. Персонализация образования и антропология будущего / А. Г. Асмолов // Нар. образование. — 2021. — № 3. — С. 132–140.
29. Asmolov A. G. Personalizaciya obrazovaniya i antropologiya budushhego / A. G. Asmolov // Nar. obrazovanie. — 2021. — № 3. — S. 132–140.
30. 3. Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология / Б. М. Бим-Бад. — М. : УРАО, 2003. — 204 с.
31. Bim-Bad B. M. Pedagogicheskaya antropologiya / B. M. Bim-Bad. — M. : URAO, 2003. — 204 s.
32. 4. Бирич И. А. Философская антропология и образование : На путях к новому педагогическому cознанию / И. А. Бирич. — М. : Жизнь и мысль : Моск. учебник, 2008. — 269 с.
33. Birich I. A. Filosofskaya antropologiya i obrazovanie : Na putyax k novomu pedagogicheskomu coznaniyu / I. A. Birich. — M. : Zhizn` i my`sl` : Mosk. uchebnik, 2008. — 269 s.
34. 5. Битянова М. Р. Антропологический подход к решению проблем успешности обучения ребенка в школе / М. Р. Битянова, О. И. Глазунова ; Моск. город. психол.-пед. ун-т ; Психол. ин-т РАО // Психол. наука и образование. — 2005. — № 1. — С. 124–135.
35. Bityanova M. R. Antropologicheskij podxod k resheniyu problem uspeshnosti obucheniya rebenka v shkole / M. R. Bityanova, O. I. Glazunova ; Mosk. gorod. psixol.-ped. un-t ; Psixol. in-t RAO // Psixol. nauka i obrazovanie. — 2005. — № 1. — S. 124–135.
36. 6. Воробьева К. Н. Антропологический подход к воспитанию / К. Н. Воробьева // Педагогика. — 2007. — № 5. — C. 55–58.
37. Vorob`eva K. N. Antropologicheskij podxod k vospitaniyu / K. N. Vorob`eva // Pedagogika. — 2007. — № 5. — S. 55–58.
38. 7. Габдулхаков В. Ф. NO STRESS: технологии в современной системе подготовки учителей : монография / В. Ф. Габдулхаков. — Казань : Казан. (Приволжский) федер. ун-т ; Воронеж : МОДЭК, 2019. — 130 с.
39. Gabdulxakov V. F. NO STRESS: texnologii v sovremennoj sisteme podgotovki uchitelej : monografiya / V. F. Gabdulxakov. — Kazan` : Kazan. (Privolzhskij) feder. un-t ; Voronezh : MODE`K, 2019. — 130 s.
40. 8. Габдулхаков В. Ф. Антропология современного педагогического образования: от традиций к инжинирингу доказательной педагогики / В. Ф. Габдулхаков // «Антропология детства в цифровую эпоху: воспитание, обучение, развитие» : междунар. науч.-практ. конф. (К
41. Gabdulxakov V. F. Antropologiya sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya: ot tradicij k inzhiniringu dokazatel`noj pedagogiki / V. F. Gabdulxakov // «Antropologiya detstva v cifrovuyu e`poxu: vospitanie, obuchenie, razvitie» : mezhdunar. nauch.-prakt. k
42. 9. Гоблик В. В. Модернизация подготовки инженеров и менеджеров инновационного производства / В. В. Гоблик // Вестн. МГПУ. — 2012. — № 4. — С. 21–23.
43. Goblik V. V. Modernizaciya podgotovki inzhenerov i menedzherov innovacionnogo proizvodstva / V. V. Goblik // Vestn. MGPU. — 2012. — № 4. — S. 21–23.
44. 10. Давыдовский А. Г. Основы интегративной педагогической антропологии : пособие / А. Г. Давыдовский, А. В. Пищова. — Минск : БГУФК, 2008. — 183 с.
45. Davy`dovskij A. G. Osnovy` integrativnoj pedagogicheskoj antropologii : posobie / A. G. Davy`dovskij, A. V. Pishhova. — Minsk : BGUFK, 2008. — 183 s.
46. 11. Ильяшенко Е. Г. Педагогическая антропология в России: история и современность : монография / Е. Г. Ильяшенко. — М. : УРАО, 2003. — 132 с.
47. Il`yashenko E. G. Pedagogicheskaya antropologiya v Rossii: istoriya i sovremennost` : monografiya / E. G. Il`yashenko. — M. : URAO, 2003. — 132 s.
48. 12. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения / И. Кант ; пер. с нем. Н. М. Соколова. — 2-е изд. — М. : URSS, 2010. — 194 с.
49. Kant I. Antropologiya s pragmaticheskoj tochki zreniya / I. Kant ; per. s nem. N. M. Sokolova. — 2-e izd. — M. : URSS, 2010. — 194 s.

Other articles