Published Date: 01.04.2023

Особенности произвольной деятельности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья: опыт применения методик, пилотное исследование

Annotation

В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей произвольной деятельности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В исследовании приняли участие 35 детей, 20 детей с ОВЗ и 15 детей нормотипичной группы сравнения. Исследование осуществлялось с помощью комплекса психодиагностических и нейропсихологических методик, направленных на выявление функциональной сформированности компонентов, входящих в структуру произвольной деятельности, и исполнительных функций. Выявлено, что у детей с ОВЗ, наряду со специфическим профилем первичного нейрокогнитивного дефицита, существуют особенности произвольной деятельности, специфичные для разных групп ОВЗ и отличающиеся от группы нормативного развития. Подобран методический комплекс для исследования компонентов произвольной деятельности и исполнительных функций в дошкольном возрасте.



Library

1. Белехов Ю. Н. Критерии оценки развитости саморегуляции у детей 6–10 лет по экспериментальной методике диагностики развития ее системных компонентов «Построй свой дом» // Человек, субъект, личность в современной психологии : материалы Международной конф
2. Виленская Г. А. Исполнительные функции: природа и развитие / Г. А. Виленская ; ред. А. Л. Журавлев // Психологический журнал. — 2016. — Т. 37, № 4. — С. 21–31.
3. Клинико-психологические методики оценки когнитивного развития детей и подростков при эндогенной психической патологии (внимание и память): методические рекомендации / Н. В. Зверева, А. И. Хромов, А. А. Сергиенко, А. А. Коваль-Зайцев. — Москва : Сам Пол
4. Конева И. А. Особенности высших психических функций у дошкольников с задержкой психического развития / И. А. Конева, С. В. Романова // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 6. — С. 15–31.
5. Лубовский В. И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии) / В. И. Лубовский ; Науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. — Москва : Педагогика, 1978. — C. 207.
6. Семенова О. А. Формирование произвольной регуляции деятельности и ее мозговых механизмов в онтогенезе / О. А. Семенова // Физиология человека. — 2007. — Т. 33, № 3. — С. 115–127.
7. Сергиенко А. А. Тест на оценку асимметрии произвольного зрительного внимания: практическая актуальность, нормативы, проблема валидизации методики / А. А. Сергиенко // Психологическая диагностика. — 2017. — Т. 14, № 2. — С. 41–54.
8. Цветкова Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей / Л. С. Цветкова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Российское педагогическое агентство ; Когитоцентр, 1998. — 128 с.
9. Эльконин Д. Б. Психологические аспекты проблемы готовности к школьному обучению / Д. Б. Эльконин // Воспитание и обучение старших дошкольников в детском саду : тезисы всесоюзной научной конференции. — Москва, 1971. — Ч. 1.
10. Barkley R. A. The executive functions and self-regulation: an evolutionary neuropsychological perspective / R. A. Barkley // Neuropsychol Rev. — 2001. — Vol. 11, No. 1. — P. 1–29.
11. Cognitive neuroscience of attention deficit hyperactivity disorder and hyperkinetic disorder / J. Swanson, F. X. Castellanos, M. Murias, et al. // Curr Opin Neurobiol. — 1998. — Vol. 8, No. 2. — P. 263–271.
12. Munakata Y. Developing cognitive control: Three key transitions / Y. Munakata, H. R. Snyder, C. H. Chatham // Current Directions in Psychological Science. — 2012. — No. 21. — P. 71–77.
13. Proctor R. W. Playing the Simon game: Use of the Simon task for investigating human information processing / R.W. Proctor // Acta psychologica. — 2011. — No. 136. — P. 182–188.
14. Quantitative brain magnetic resonance imaging in attention-deficit hyperactivity disorder / F. X. Castellanos, J. N. Giedd, W. L. Marsh et al. // Arch. Gen. Psychiatry. — 1996. — No. 53. — P. 607–616.
15. Sergeant J. A. Modeling attention-deficit/hyperactivity disorder: a critical appraisal of the cognitive-energetic model / J. A. Sergeant // Biol Psychiatry. — 2005. — Vol. 1, No. 57 (11). — P. 1248–1255.

Other articles