Published Date: 01.04.2023

Особенности социального интеллекта школьников в условиях инклюзивного образования

Annotation

В статье показана актуальность исследований социального интеллекта детей и подростков в условиях инклюзивного образования. В эмпирическом исследовании с участием 51 четвероклассника из классов инклюзивного образования, 57 из обычных классов, 48 девятиклассников из классов инклюзивного образования и 53 из обычных классов были применены субтесты 2 и 3 Теста социального интеллекта Дж. Гилфорда. Показано, что у обучающихся инклюзивных классов ниже показатели словесно опосредствованного фактора социального интеллекта, ответственного за тонкий анализ контекста социальной ситуации. Обсуждены направления дальнейших исследований по данной проблеме.



Library

1. Михайлова Е. С. Методика исследования социального интеллекта (Адаптация теста Дж. Гилфорда и М. Салливена) : руководство по использованию / Е. С. Михайлова. — Санкт-Петербург : Иматон, 1996. — 53 с.
2. Юдина Т. А. К проблеме доказательной психологической оценки социальной компетентности школьников в инклюзивном образовании / Т. А. Юдина, С. В. Алехина // Современная зарубежная психология. — 2022. — Т. 11, № 4. — С. 41–50. — DOI: 10.17759/jmfp.202211
3. Шеховцова Е. А. Формирование навыков социального поведения у детей с нарушением интеллекта / Е. А. Шеховцова, Я. И. Гостунская, А. В. Трущелева // Проблемы современного педагогического образования. — 2022. — № 75–2. — С. 335–338.
4. Черненкова Ю. М. Изучение социальной перцепции подростков с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования / Ю. М. Черненкова // Воспитание в современном культурно-образовательном пространстве : сборник статей (Самара, 15 ноября 2018
5. Черепкова Н. В. Развитие компонентов социальной компетентности у детей с детским церебральным параличом в условиях инклюзивного обучения [Электронный ресурс] / Н. В. Черепкова, М. Б. Зайцева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2013.
6. Трущелева А. В. Формирование социально-перцептивного опыта у младших школьников в условиях инклюзивной школы / А. В. Трущелева // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2013. — № 1 (129). — С. 153–156.
7. Специальная психология в 2 т. Т. 1 : учебник для бакалавриата и магистратуры / В. И. Лубовский [и др.] ; отв. ред. В. И. Лубовский. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Юрайт, 2023. — 430 с.
8. Сороковых Г. В. Развитие социального интеллекта у школьников с особыми образовательными потребностями на уроках иностранного языка / Г. В. Сороковых, Н. Г. Прибылова // Педагогика. Вопросы теории и практики. — 2020. — Т. 5, вып. 1. — С. 46–50.
9. Прихожан А. М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста / А. М. Прихожан. — Москва : АНО «ПЭБ», 2007. — 56 с.
10. Образование детей с ОВЗ среднего и старшего школьного возраста: целевые ориентиры и стратегические направления развития / О. С. Никольская, О. И. Кукушкина, Е. Л. Гончарова, О. А. Карабанова // Альманах Института коррекционной педагогики. — 2019. — №
11. Альтенгоф А. А. Развитие социального интеллекта у младших подростков с ОВЗ [Электронный ресурс] / А. А. Альтенгоф // Молодой ученый. — 2020. — № 35 (325). — С. 178–182. — URL: <a href="https://moluch.ru/archive/325/73363/" target="_blank">https://moluch.ru/archive/325/73363/</a> (дата обращения: 20.04.2023).
12. Мёдова Н. А. Проблемы инклюзивного образования : учеб. пособие / Н. А. Мёдова, Н. В. Байгулова. — Томск : Изд-во Томск. гос. пед. ун-та, 2019. — 136 с.
13. Малофеев Н. Н. Базовые модели интегрированного обучения / Н. Н. Малофеев, Н. Д. Шматко // Дефектология. — 2018. — № 1. — С. 71–78.
14. Лубовский В. И. Инклюзия — тупиковый путь для обучения детей с ограниченными возможностями / В. И. Лубовский // Специальное образование. — 2016. — № 4 (44). — С. 77–86.
15. Левшунова Ж. А. Инклюзивное образование : учеб. пособие / Ж. А. Левшунова, Н. В. Басалаева, Т. В. Казакова. — Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2017. — 114 с.
16. Концепция развития образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья до 2030 г. / О. С. Никольская, О. И. Кукушкина, Е. Л. Гончарова [и др.]. — Санкт-Петербург : Институт коррекционной педагогики Российской академии образов
17. Захарова И. Ю. Игровая педагогика: таблица развития, подбор и описание игр / И. Ю. Захарова, Е. В. Моржина. — Москва : Теревинф, 2018. — 152 с.
18. Гончарова Е. Л. Подбор образовательной среды, адекватной новым возможностям ребенка, и его дальнейшее сопровождение / Е. Л. Гончарова, О. И. Кукушкина // Альманах Института коррекционной педагогики. — 2015. — № 21 (1). — С. 38–41.
19. Волченкова А. А. Социально-психологические особенности подростков в контексте инклюзивного образования : автореф. дис. … канд. психол. наук / А. А. Волченкова. — Ярославль : Ярославский гос. ун-т им. П. Г. Демидова, 2022. — 26 с.
20. Артеменко О. Н. Инклюзивное образование : учеб.-метод. пособие / О. Н. Артеменко, Л. Ф. Артеменкова. — Ставрополь : Альфа Принт, 2020. — 125 с.

Other articles