Published Date: 01.04.2023
Features of Social Intelligence of Schoolchildren in Inclusive Education
Annotation
The article shows the relevance of research on the social intelligence of children and adolescents in inclusive education. In an empirical study involving 51 fourth graders from inclusive education classes, 57 from regular classes, 48 ninth graders from inclusive education classes and 53 from regular classes, J. Guilford’s subtests 2 and 3 of the social intelligence test were applied. It is shown that students of inclusive classes have lower indicators of the verbally mediated factor of social intelligence, responsible for a subtle analysis of the context of the social situation. The directions of further research on this problem are discussed.
Type | Article |
Information | ACTUAL PROBLEMS OF PSYCHOLOGICAL KNOWLEDGE № 02/2023 |
Pages | 151-158 |
UDK | 159.9 |
DOI | 10.51944/20738544_2023_2_151 |
Library
1. 11. Михайлова Е. С. Методика исследования социального интеллекта (Адаптация теста Дж. Гилфорда и М. Салливена) : руководство по использованию / Е. С. Михайлова. — Санкт-Петербург : Иматон, 1996. — 53 с.
2. Mikhailova E. S. Metodika issledovaniya sotsial’nogo intellekta (Adaptatsiya testa Dzh. Gilforda i M. Sallivena) : rukovodstvo po ispol’zovaniyu / E. S. Mikhailova. — SanktPeterburg : Imaton, 1996. — 53 s.
3. 12. Образование детей с ОВЗ среднего и старшего школьного возраста: целевые ориентиры и стратегические направления развития / О. С. Никольская, О. И. Кукушкина, Е. Л. Гончарова, О. А. Карабанова // Альманах Института коррекционной педагогики. — 2019. — №
4. Obrazovanie detei s OVZ srednego i starshego shkol’nogo vozrasta: tselevye orientiry i strategicheskie napravleniya razvitiya / O. S. Nikol’skaya, O. I. Kukushkina, E. L. Goncharova, O.A.Karabanova// Al’manakh Instituta korrektsionnoi pedagogiki. — 2019.
5. 13. Прихожан А. М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста / А. М. Прихожан. — Москва : АНО «ПЭБ», 2007. — 56 с.
6. Prikhozhan A. M. Diagnostika lichnostnogo razvitiya detei podrostkovogo vozrasta / A. M. Prikhozhan. — Moskva : ANO «PEB», 2007. — 56 s.
7. 14. Сороковых Г. В. Развитие социального интеллекта у школьников с особыми образовательными потребностями на уроках иностранного языка / Г. В. Сороковых, Н. Г. Прибылова // Педагогика. Вопросы теории и практики. — 2020. — Т. 5, вып. 1. — С. 46–50.
8. Sorokovykh G.V. Razvitie sotsial’nogo intellekta u shkol’nikov s osobymi obrazovatel’nymi potrebnostyami na urokakh inostrannogo yazyka / G. V. Sorokovykh, N. G. Pribylova // Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki. — 2020. — T. 5, vyp. 1. — S. 46–50.
9. 15. Специальная психология в 2 т. Т. 1 : учебник для бакалавриата и магистратуры / В. И. Лубовский [и др.] ; отв. ред. В. И. Лубовский. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Юрайт, 2023. — 430 с.
10. Spetsial’naya psikhologiya v 2 t. T. 1 : uchebnik dlya bakalavriata i magistratury / V. I. Lubovskii [i dr.] ; otv. red. V. I. Lubovskii. — 7-e izd., pererab. i dop. — Moskva : Yurait, 2023. — 430 s.
11. 16. Трущелева А. В. Формирование социально-перцептивного опыта у младших школьников в условиях инклюзивной школы / А. В. Трущелева // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2013. — № 1 (129). — С. 153–156.
12. Trushcheleva A. V. Formirovanie sotsial’no-pertseptivnogo opyta u mladshikh shkol’nikov v usloviyakh inklyuzivnoi shkoly / A. V. Trushcheleva // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. — 2013. — № 1 (129). — S. 153–156.
13. 17. Черепкова Н. В. Развитие компонентов социальной компетентности у детей с детским церебральным параличом в условиях инклюзивного обучения [Электронный ресурс] / Н. В. Черепкова, М. Б. Зайцева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2013.
14. Cherepkova N. V. Razvitie komponentov sotsial’noi kompetentnosti u detei s detskim tserebral’nym paralichom v usloviyakh inklyuzivnogo obucheniya [Elektronnyi resurs] / N. V. Cherepkova, M. B. Zaitseva // Nauchno-metodicheskii elektronnyi zhurnal «Kontsep
15. 18. Черненкова Ю. М. Изучение социальной перцепции подростков с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования / Ю. М. Черненкова // Воспитание в современном культурно-образовательном пространстве : сборник статей (Самара, 15 ноября 2018
16. Chernenkova Yu. M. Izuchenie sotsial’noi pertseptsii podrostkov s ogranichennymi vozmozhnostyami v usloviyakh inklyuzivnogo obrazovaniya / Yu. M. Chernenkova // Vospitanie v sovremennom kul’turno-obrazovatel’nom prostranstve : sbornik statei (Samara, 15 n
17. 19. Шеховцова Е. А. Формирование навыков социального поведения у детей с нарушением интеллекта / Е. А. Шеховцова, Я. И. Гостунская, А. В. Трущелева // Проблемы современного педагогического образования. — 2022. — № 75–2. — С. 335–338.
18. Shekhovtsova E. A. Formirovanie navykov sotsial’nogo povedeniya u detei s narusheniem intellekta / E. A. Shekhovtsova, Ya. I. Gostunskaya, A. V. Trushcheleva // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. — 2022. — № 75–2. — S. 335–338.
19. 20. Юдина Т. А. К проблеме доказательной психологической оценки социальной компетентности школьников в инклюзивном образовании / Т. А. Юдина, С. В. Алехина // Современная зарубежная психология. — 2022. — Т. 11, № 4. — С. 41–50. — DOI: 10.17759/jmfp.202211
20. Yudina T. A. K probleme dokazatel’noi psikhologicheskoi otsenki sotsial’noi kompetentnosti shkol’nikov v inklyuzivnom obrazovanii / T. A. Yudina, S. V. Alekhina // Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya. — 2022. — T. 11, № 4. — S. 41–50. — DOI: 10.17759/j
21. 1. Альтенгоф А. А. Развитие социального интеллекта у младших подростков с ОВЗ [Электронный ресурс] / А. А. Альтенгоф // Молодой ученый. — 2020. — № 35 (325). — С. 178–182. — URL: <a href="https://moluch.ru/archive/325/73363/" target="_blank">https://moluch.ru/archive/325/73363/</a> (дата обращения: 20.04.2023).
22. Al’tengof A.A.Razvitie sotsial’nogo intellekta u mladshikh podrostkov s OVZ [Elektronnyi resurs] / A. A. Al’tengof // Molodoi uchenyi. — 2020. — № 35 (325). — S. 178–182. — URL: <a href="https://moluch.ru/archive/325/73363/" target="_blank">https://moluch.ru/archive/325/73363/</a> (data obrashcheniya: 20.04.2023).
23. 2. Артеменко О. Н. Инклюзивное образование : учеб.-метод. пособие / О. Н. Артеменко, Л. Ф. Артеменкова. — Ставрополь : Альфа Принт, 2020. — 125 с.
24. Artemenko O. N. Inklyuzivnoe obrazovanie : ucheb.-metod. posobie / O. N. Artemenko, L. F. Artemenkova. — Stavropol’ : Al’fa Print, 2020. — 125 s.
25. 3. Волченкова А. А. Социально-психологические особенности подростков в контексте инклюзивного образования : автореф. дис. … канд. психол. наук / А. А. Волченкова. — Ярославль : Ярославский гос. ун-т им. П. Г. Демидова, 2022. — 26 с.
26. Volchenkova A. A. Sotsial’no-psikhologicheskie osobennosti podrostkov v kontekste inklyuzivnogo obrazovaniya : avtoref. dis. … kand. psikhol. nauk / A. A. Volchenkova. — Yaroslavl’ : Yaroslavskii gos. un-t im. P. G. Demidova, 2022. — 26 s.
27. 4. Гончарова Е. Л. Подбор образовательной среды, адекватной новым возможностям ребенка, и его дальнейшее сопровождение / Е. Л. Гончарова, О. И. Кукушкина // Альманах Института коррекционной педагогики. — 2015. — № 21 (1). — С. 38–41.
28. Goncharova E. L. Podbor obrazovatel’noi sredy, adekvatnoi novym vozmozhnostyam rebenka, i ego dal’neishee soprovozhdenie / E. L. Goncharova, O. I. Kukushkina // Al’manakh Instituta korrektsionnoi pedagogiki. — 2015. — № 21 (1). — S. 38–41.
29. 5. Захарова И. Ю. Игровая педагогика: таблица развития, подбор и описание игр / И. Ю. Захарова, Е. В. Моржина. — Москва : Теревинф, 2018. — 152 с.
30. Zakharova I. Yu. Igrovaya pedagogika: tablitsa razvitiya, podbor i opisanie igr / I. Yu. Zakharova, E. V. Morzhina. — Moskva : Terevinf, 2018. — 152 s.
31. 6. Концепция развития образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья до 2030 г. / О. С. Никольская, О. И. Кукушкина, Е. Л. Гончарова [и др.]. — Санкт-Петербург : Институт коррекционной педагогики Российской академии образов
32. Kontseptsiya razvitiya obrazovaniya obuchayushchikhsya s invalidnost’yu i ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov’ya do 2030 g. / O. S. Nikol’skaya, O. I. Kukushkina, E. L. Goncharova [i dr.]. — Sankt-Peterburg : Institut korrektsionnoi pedagogiki Rossiisko
33. 7. Левшунова Ж. А. Инклюзивное образование : учеб. пособие / Ж. А. Левшунова, Н. В. Басалаева, Т. В. Казакова. — Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2017. — 114 с.
34. Levshunova Zh. A. Inklyuzivnoe obrazovanie : ucheb. posobie / Zh. A. Levshunova, N. V. Basalaeva, T. V. Kazakova. — Krasnoyarsk : Sib. feder. un-t, 2017. — 114 s.
35. 8. Лубовский В. И. Инклюзия — тупиковый путь для обучения детей с ограниченными возможностями / В. И. Лубовский // Специальное образование. — 2016. — № 4 (44). — С. 77–86.
36. Lubovskii V. I. Inklyuziya — tupikovyi put’ dlya obucheniya detei s ogranichennymi vozmozhnostyami / V. I.Lubovskii // Spetsial’noe obrazovanie. — 2016. — №4 (44). — S. 77–86.
37. 9. Малофеев Н. Н. Базовые модели интегрированного обучения / Н. Н. Малофеев, Н. Д. Шматко // Дефектология. — 2018. — № 1. — С. 71–78.
38. Malofeev N. N. Bazovye modeli integrirovannogo obucheniya / N. N. Malofeev, N. D. Shmatko // Defektologiya. — 2018. — № 1. — S. 71–78.
39. 10. Мёдова Н. А. Проблемы инклюзивного образования : учеб. пособие / Н. А. Мёдова, Н. В. Байгулова. — Томск : Изд-во Томск. гос. пед. ун-та, 2019. — 136 с.
40. Medova N. A. Problemy inklyuzivnogo obrazovaniya : ucheb. posobie / N. A. Medova, N. V. Baigulova. — Tomsk : Izd-vo Tomsk. gos. ped. un-ta, 2019. — 136 s.
The full version of the article is available only to subscribers of the journal