Published Date: 01.04.2023

Subjective attitude of students to the transformation of learning in higher education during the COVID-19 pandemic

Annotation

The article highlights the psychological aspects of the transition to a distance learning format, which make it possible to identify the main problems which arise among the participants of the educational process. The subjective attitude of students to the distance learning format is revealed, the possibilities of improving the quality and social accessibility of education are assessed.




Library

1. 11. Клячко Т. Л. Образование в России и мире. Основные тенденции [Электронный ресурс] / Т. Л. Клячко // Образовательная политика. — 2020. — № 1 (81). — URL: <a href="https://" target="_blank">https://</a> cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-v-rossii-i-mire-osnovnye-tendentsii (дата обращения
2. Klyachko T. L. Obrazovanie v Rossii i mire. Osnovnye tendentsii [Elektronnyi resurs] / T. L. Klyachko // Obrazovatel’naya politika. — 2020. — № 1 (81). — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-v-rossii-i-mire-osnovnye-tendentsii" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-v-rossii-i-mire-osnovnye-tendentsii</a> (data obrashch
3. 12. Мухина М. А. Теоретические основы цифровизации образования в России [Электронный ресурс] / М. А. Мухина // Проблемы современного педагогического образования. — 2020. — № 67–4. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovytsifrovizatsi" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovytsifrovizatsi</a>
4. Mukhina M. A. Teoreticheskie osnovy tsifrovizatsii obrazovaniya v Rossii [Elektronnyi resurs] / M. A. Mukhina // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. — 2020. — № 67–4. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovytsifroviz" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovytsifroviz</a>
5. 13. Оборин М. С. Влияние пандемии COVID-19 на образовательный процесс [Электронный ресурс] / М. С. Оборин // Сервис в России и за рубежом. — 2020. — № 5 (92). — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-pandemii-covid-19-na-obrazovatelnyyprotsess" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-pandemii-covid-19-na-obrazovatelnyyprotsess</a> (д
6. Oborin M. S. Vliyanie pandemii COVID-19 na obrazovatel’nyi protsess [Elektronnyi resurs] / M. S. Oborin // Servis v Rossii i za rubezhom. — 2020. — № 5 (92). — URL: <a href="https://" target="_blank">https://</a> cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-pandemii-covid-19-na-obrazovatelnyy-protsess (
7. 14. Организация Объединенных Наций. Концептуальная записка: Образование в эпоху пандемии СOVID-19 и в последующий период [Электронный ресурс]. — URL: <a href="https://www.un.org/sites/un2.un.org/files/policy_brief_" target="_blank">https://www.un.org/sites/un2.un.org/files/policy_brief_</a> -education_during_covid-19_and_ beyond_russian.pd
8. Organizatsiya Ob'edinennykh Natsii. Kontseptual’naya zapiska: Obrazovanie v epokhu pandemii SOVID-19 i v posleduyushchii period [Elektronnyi resurs]. — URL: <a href="https://www." target="_blank">https://www.</a> un.org/sites/un2.un.org/files/policy_brief_ -education_during_covid-19_and_beyond_ ru
9. 15. Солдатова Г. В. Личность и информация в цифровом мире: от новых моделей медиапотребления к инфодемии [Электронный ресурс] / Г. В. Солдатова // Психоло гическая газета. — 2022. — 5 января. — URL: <a href="https://psy.su/feed/9604/?ysclid=lbx4m5qi" target="_blank">https://psy.su/feed/9604/?ysclid=lbx4m5qi</a> vy729872526 (д
10. Soldatova G. V. Lichnost’ i informatsiya v tsifrovom mire: ot novykh modelei mediapotrebleniya k infodemii [Elektronnyi resurs] / G. V. Soldatova // Psikhologicheskaya gazeta. — 2022. — 5 yanvarya. — URL: <a href="https://psy.su/feed/9604/?ysclid=lbx4m5qi" target="_blank">https://psy.su/feed/9604/?ysclid=lbx4m5qi</a> vy729872
11. 16. Социально-образовательные аспекты форсмажорной актуализации теории и практики цифрового университета в условиях пандемии COVID-19 [Электронный ресурс] / Н. С. Ладыжец, Е. В. Неборский, М. В. Богуславский, Т. А. Наумова // Вестник Удмуртского университ
12. Sotsial’no-obrazovatel’nye aspekty forsmazhornoi aktualizatsii teorii i praktiki tsifrovogo universiteta v usloviyakh pandemii COVID-19 [Elektronnyi resurs] / N. S. Ladyzhets, E. V. Neborskii, M. V. Boguslavskii, T. A. Naumova // Vestnik Udmurtskogo unive
13. 17. Трансформация обучения в высшей школе во время пандемии: болевые точки [Электронный ресурс] / И. Р. Гафуров, Г. И. Ибрагимов, А. М. Калимуллин, Т. Б. Алишев // Высшее образование в России. — 2020. — Т. 29, № 10. — С. 101–112. — URL: <a href="https://www.elibra" target="_blank">https://www.elibra</a>
14. Transformatsiya obucheniya v vysshei shkole vo vremya pandemii: bolevye tochki [Elektronnyi resurs] / I. R. Gafurov, G. I. Ibragimov, A. M. Kalimullin, T. B. Alishev // Vysshee obrazovanie v Rossii. — 2020. — T. 29, № 10. — S. 101–112. — URL: <a href="https://www." target="_blank">https://www.</a>
15. 18. Яницкий М. С. Психологические аспекты цифрового образования [Электронный ресурс] / М. С. Яницкий // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2019. — № 2 (34). — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-aspektytsifrovogo-obr" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-aspektytsifrovogo-obr</a>
16. Yanitskii M. S. Psikhologicheskie aspekty tsifrovogo obrazovaniya [Elektronnyi resurs] / M. S. Yanitskii // Professional’noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. — 2019. — № 2 (34). — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-aspekty-tsifrovo" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-aspekty-tsifrovo</a>
17. 19. Яруллина Л. Р. Цифровое обучение в высшей школе: психологические риски и эффекты [Электронный ресурс] / Л. Р. Яруллина // Мир науки. Педагогика и психология. — 2020. — № 6. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovoe-obuchenie-vvysshey-shkole-p" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovoe-obuchenie-vvysshey-shkole-p</a>
18. Yarullina L. R. Tsifrovoe obuchenie v vysshei shkole: psikhologicheskie riski i effekty [Elektronnyi resurs] / L. R. Yarullina // Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya. — 2020. — № 6. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovoe-obuchenie-v-vysshey-s" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovoe-obuchenie-v-vysshey-s</a>
19. 20. COVID-19 has Accelerated the Digital Transformation of Higher Education [Electronic resource] // World Economic Forum. — URL: <a href="https://www.weforum.org/agenda/2020/07/covid-19-digital-transformation-higher-education/" target="_blank">https://www.weforum.org/agenda/2020/07/covid-19-digital-transformation-higher-education/</a> (date of the application: 23.11.2022
20. 1. Аббакова М. Ю. Психологические аспекты онлайн-обучения [Электронный ресурс] / М.Ю. Аббакова // SAEC. — 2021. — №1. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/</a> psihologicheskie-aspekty-onlayn-obucheniya (дата обращения: 28.10.2022).
21. Abbakova M. Yu. Psikhologicheskie aspekty onlain-obucheniya [Elektronnyi resurs] / M. Yu. Abbakova // SAEC. — 2021. — № 1. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-aspekty-onlayn-obucheniya" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-aspekty-onlayn-obucheniya</a> (data obrashcheniya: 28.10.2022).
22. 2. Балакирева Т. А. Цифровые трансформации образовательного процесса: вызов времени [Электронный ресурс] / Т. А. Балакирева, А. Н. Колосков // Человек и культура. — 2020. — № 6. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-transformatsiiobrazovateln" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-transformatsiiobrazovateln</a>
23. Balakireva T. A. Tsifrovye transformatsii obrazovatel’nogo protsessa: vyzov vremeni [Elektronnyi resurs] / T. A. Balakireva, A. N. Koloskov // Chelovek i kul’tura. — 2020. — № 6. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-transformatsii-obrazovate" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-transformatsii-obrazovate</a>
24. 3. Горбатенко Д. Н. Дистанционное образование на этапе «старта» и спустя три месяца. Есть ли изменения? [Электронный ресурс] / Д. Н. Горбатенко // Скиф. — 2020. — № 11 (51). — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obrazovanie-na-etapestart" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obrazovanie-na-etapestart</a>
25. Gorbatenko D. N. Distantsionnoe obrazovanie na etape «starta» i spustya tri mesyatsa. Est’ li izmeneniya? [Elektronnyi resurs] / D. N. Gorbatenko // Skif. — 2020. — № 11 (51). — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obrazovanie-na-etape-st" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obrazovanie-na-etape-st</a>
26. 4. Грунт Е. В. Деконструкция образовательных практик преподавателей и студентов российских вузов в условиях вынужденного перехода на дистанционное образование [Электронный ресурс] / Е. В. Грунт, Е. А. Беляева, Е. Г. Лебедкина // Социология. — 2021. — № 1.
27. Grunt E. V. Dekonstruktsiya obrazovatel’nykh praktik prepodavatelei i studentov rossiiskikh vuzov v usloviyakh vynuzhdennogo perekhoda na distantsionnoe obrazovanie [Elektronnyi resurs] / E. V. Grunt, E. A. Belyaeva, E. G. Lebedkina // Sotsiologiya. — 202
28. 5. Грязнов С. А. Онлайн-обучение — будущее образования / С. А. Грязнов // Тенденции развития науки и образования. — 2020. — № 67–3. — С. 82–84.
29. Gryaznov S. A. Onlain-obuchenie — budushchee obrazovaniya / S. A. Gryaznov // Tendentsii razvitiya nauki i obrazovaniya. — 2020. — № 67–3. — S. 82–84.
30. 6. Гулая Т. М. Проблемы адаптации системы российского высшего образования к изменению формата обучения в период пандемии [Электронный ресурс] / Т. М. Гулая, С. А. Романова // Современное педагогическое образование. — 2021. — № 2. — URL: <a href="https://cyberlenin" target="_blank">https://cyberlenin</a>
31. Gulaya T.M.Problemy adaptatsii sistemy rossiiskogo vysshego obrazovaniya k izmeneniyu formata obucheniya v period pandemii [Elektronnyi resurs] / T. M. Gulaya, S. A. Romanova // Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. — 2021. — № 2. — URL: <a href="https://cyberl" target="_blank">https://cyberl</a>
32. 7. Дунаева Н. И. Сопротивляемость личности трудностям в период обучения в дистанционном формате [Электронный ресурс] / Н. И. Дунаева, П. А. Егорова // Вестник Мининского университета. — 2021. — № 2 (35). — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/</a> soprotivl
33. Dunaeva N. I. Soprotivlyaemost’ lichnosti trudnostyam v period obucheniya v distantsionnom formate [Elektronnyi resurs] / N. I. Dunaeva, P. A. Egorova // Vestnik Mininskogo universiteta. — 2021. — № 2 (35). — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/soproti" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/soproti</a>
34. 8. Егоров Д. Е. Успешность и мотивация как фактор эффективности дистанционного обучения в вузе [Электронный ресурс] / Д. Е. Егоров, О. В. Марандыкина, В. И. Вишневский // Проблемы современного педагогического образования. — 2022. — № 76–1. — URL: <a href="https://" target="_blank">https://</a>
35. Egorov D. E. Uspeshnost’ i motivatsiya kak faktor effektivnosti distantsionnogo obucheniya v vuze [Elektronnyi resurs] / D. E. Egorov, O. V. Marandykina, V. I. Vishnevskii // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. — 2022. — № 76–1. — URL: ht
36. 9. Егорова Е. М. Теоретические основы цифровизации в профессиональном образовании [Электронный ресурс] / Е. М. Егорова // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Гуманитарные науки. — 2022. — № 7. — URL: <a href="http://www.nautehjournal.ru/files" target="_blank">http://www.nautehjournal.ru/files</a>
37. Egorova E. M. Teoreticheskie osnovy tsifrovizatsii v professional’nom obrazovanii [Elektronnyi resurs] / E. M. Egorova // Sovremennaya nauka: aktual’nye problemy teorii i praktiki. Gumanitarnye nauki. — 2022. — № 7. — URL: <a href="http://www.nauteh-journal.ru/fil" target="_blank">http://www.nauteh-journal.ru/fil</a>
38. 10. Ениколопов С. Н. Динамика психологических реакций на начальном этапе пандемии COVID-19 [Электронный ресурс] / С. Н. Ениколопов, О. Ю. Казьмина // Психологическая газета. — 2020. — URL: <a href="https://www.psy.su/feed/8182/" target="_blank">https://www.psy.su/feed/8182/</a> (дата обращения: 31.10.2022).
39. Enikolopov S. N. Dinamika psikhologicheskikh reaktsiĭ na nachal’nom etape pandemii COVID-19 [Elektronnyi resurs] / S. N. Enikolopov, O. Yu. Kaz’mina // Psikhologicheskaya gazeta. — 2020. — URL: <a href="https://www.psy.su/feed/8182/" target="_blank">https://www.psy.su/feed/8182/</a> (data obrashcheniya: 31.10.202

Other articles