Published Date: 01.04.2023

Профессиональная мобильность как предпосылка развития трансфессионализма у специалистов инженерных профессий

Annotation

В статье представлен анализ отечественных исследований, посвященных проблеме развития трансфессионализма для специалистов инженерных специальностей. Ускорение научно-технического прогресса, внедрение инновационных технологий приводят к процессу постоянной необходимости увеличения профессиональных знаний, освоения новых компетенций часто из совершенно различных профессиональных областей. Именно поэтому значимым является понимание механизма, обеспечивающего развитие трансфессионала — профессиональной мобильности как значимой личностной характеристики, обеспечивающей проективное управление своим профессиональным развитием, и трансформации профессиональной среды. Профессиональная мобильность выступает механизмом перехода от уровня профессионала (специалиста, обладающего компетенциями в рамках одной профессии) на уровень транспрофессионала (специалиста, обладающего компетенциями в ряде смежных профессий) и впоследствии — трансфессионала (эксперта надпрофессионального уровня, синтезирующего в своей профессиональной деятельности компетенции абсолютно разных профессий). Рассмотрены теоретические аспекты понимания феномена профессиональной мобильности и его сущностных характеристик. Значительное внимание уделено исследованиям, направленным на изучение психологических предпосылок развития профессиональной мобильности, а также намечены перспективы дальнейшего изучения данного феномена.



Library

1. Росстат. Половозрастная структура населения России в 2020 [Электронный ресурс] // Дзен: PSTAT / Статистика. — URL: <a href="https://zen.yandex.ru/media/pstat/polovozrastnaia-struktura-naseleniia-rossii-v-2020-603cf5c7d005993399a90fb4" target="_blank">https://zen.yandex.ru/media/pstat/polovozrastnaia-struktura-naseleniia-rossii-v-2020-603cf5c7d005993399a90fb4</a> (дата обращения: 01.05.202
2. Tran Huy Phuong. High performance work system and intrapreneurial behavior: the role of relational psychological contract, self-efficacy and boundaryless career orientation // Organizational Psychology. — 2022. — Vol. 12, No. 1. — P. 9–26.
3. Sullivan S. The Evolution of the Boundaryless Career Concept: Examining Physical and Psychological Mobility / S. Sullivan, M. B. Arthur // Journal of Vocational Behavior. — 2006. — Vol. 69, No. 1. — P. 19–29.
4. Kim Gene [et al.]. The DevOps Handbook: How to create world-class agility, reliability, and security in technology organizations. — Portland : IT Revolution Press, 2016. — 600 p.
5. Huether Derek. Break organizational dependencies with an “E shaped person” [Electronic resource] / Derek Huether // LeadingAgile. — 2017. — URL: <a href="https://www.leadingagile.com/" target="_blank">https://www.leadingagile.com/</a> 2017/02/e-shaped-person-staff/ (date of the application: 22.04.2022).
6. Dobrev S. D. Stayers versus movers: Social capital and early career imprinting among young professionals / S. D. Dobrev, J. Merluzzi // Journal of Organizational Behavior. — 2018. — Vol. 39, No. 1. — P. 67–81.
7. — P.4–18. 20. DeFillippi R. The boundaryless career: a competency-based perspective / R. DeFillippi, M. B. Arthur // The Boundaryless Career. — N. Y. : Oxford University Press, 1996. — P. 116–131.
8. — No.69.
9. Briscoe J. P. The interplay of boundaryless and protean careers: Combinations and implications/ J.P.Briscoe, D.T.Hall// Journal of Vocational Behavior. — 2006.
10. Хоронько Л. Я. Профессиональная мобильность как свойство личности специалиста / Л. Я. Хоронько. — 2010. — № 1. — С. 60–63.
11. профессиональной мобильности личности специалиста / Т. А. Фургелова // Педагогический журнал Башкортостана. — 2011. — № 2. — С. 25–31.
12. Фургелова Т. А. О взаимосвязи профессионального самоопределения, профессиональной идентичности и
13. Субботина А. Как подготовить «трансфессионала» XXI века? [Электронный ресурс] / А. Субботина // Наука и жизнь. — 2017. — URL: <a href="https://www.nkj.ru/open/32497/" target="_blank">https://www.nkj.ru/open/32497/</a> (дата обращения: 01.04.2023).
14. Сергеева Т. Б. Профессиональная мобильность преподавателя высшей школы: проблемы исследования / Т. Б. Сергеева // Вестник ТОГУ. — 2013. — № 1 (28). — С. 243–252.
15. Галажинский Э. В. О трансфессии и трансдисциплинарности. Ч. 1 [Электронный ресурс] / Э. В. Галажинский // Национальный исследовательский Томский государственный университет. — URL: <a href="https://www.tsu.ru/university/rector_page/otransfessii-i-transdistsipli" target="_blank">https://www.tsu.ru/university/rector_page/otransfessii-i-transdistsipli</a>
16. Меркулова Л. П. Адаптивно-важные качества профессионально мобильного специалиста технического профиля / Л. П. Меркулова // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2007. — № 4. — С. 36–41.
17. Мащенко М.В.Траспрофессонализм как предиктор социально-профессиональной мобильности молодежи : материалы Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конференции / под науч. ред. Э. Ф. Зеера, В. С. Третьяковой [Конференция] // Актуальность развития тра
18. Кудаков О. Р. Модель профессиональной мобильности / О. Р. Кудаков, Д. В.Шалеева // Вестник Казанского государственного энергетического университета. — 2011. — № 9 (2). — С. 132–139.
19. Котлярова И. О. Формирование мобильности личности в системе непрерывного образования: обзор / И. О. Котлярова, Ю. В. Найданова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. — 2017. — № 9 (2). — С.
20. Корсаков А. С. Профессиональная мобильность: понятие и содержание / А. С. Корсаков, Д. В. Левченко, Н. Н. Зайцев // Гуманитарные и социальные науки. — 2020. — № 6. — C. 281–287.
21. Кормильцева М. В. Психологические детерминанты профессиональной мобильности личности / М. В. Кормильцева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2013. — № 2. — С. 9–11.
22. Зеер Э. Ф. Методологические основы транспрофессионализма субъектов техномический деятельности / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк // Педагогическое образование в России. — 2018. — № 11. — С. 38–47.
23. Зеер Э. Ф. Исследование факторов транспрофессионализма у инженернотехнических работников / Э.Ф.Зеер, Д. П.Заводчиков, А.А.Шаров // Профессиональное образование и рынок труда. — 2019. — № 2. — С. 27–34.
24. Зеер Э. Ф. Теоретико-прикладные основания психологии профессионального развития : монография / Э. Ф. Зеер. — Екатеринбург : Изд-во Российского государственного профессионально-педагогического университета, 2015. — 194 с.
25. Дворецкая Ю. Ю. Психология профессиональной мобильности : автореф. дис. … канд. психол. наук / Ю. Ю. Дворецкая. — Краснодар, 2007. — 24 с.
26. Гревцева Г. Я. Развитие профессиональной мобильности у будущих инженеров в процессе непрерывного образования / Г. Я. Гревцева, М. Б. Баликаева // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. — 2018. —
27. Горюнова Л. В. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования России : автореф. дис. … д-ра пед. наук / Л. В. Горюнова. — Ростов-на-Дону : ИПО РГПУ, 2006. — 40 с.

Other articles