Published Date: 31.12.2022

Девиантное поведение обучающихся как следствие ограниченных возможностей здоровья: причины, алгоритм работы психолога образования, направления профилактики

Annotation

В статье рассматриваются вопросы, связанные с генезисом склонности к девиантному поведению студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Девиантное поведение рассматривается как феномен, имеющий сложную природу и обусловленный разнообразными дизонтогенетическими факторами. Деформированная социальная ситуация развития студента с ОВЗ определяет возникновение склонности к девиантным формам поведения. Раскрываются основные задачи профилактики асоциальной направленности личности студентов с ОВЗ в зависимости от нарушения конкретного компонента личности.



Library

1. 1. Богданович Н. В. Профилактика девиантного поведения детей и подростков как направление деятельности психолога в образовательных учреждениях / Н. В. Богданович, В. В. Делибалт // Психология и право. — 2020. — Т. 10, № 2. — С. 1–14.
2. 2. Воробьева К. А. Профилактика конфликтов в образовательной среде как средство повышения эффективности работы классного руководителя / К. А. Воробьева // Воспитание школьника. — 2012. — № 4. — С. 28–32.
3. 3. Воробьева К. А. Склонность к девиантному поведению и личностные особенности студентов с ограниченными возможностями здоровья / К. А. Воробьева, Д. И. Сухарев // Актуальные проблемы психологического знания. — 2020. — № 1–2 (53). — С. 5–13.
4. 4. Выготский Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. — М. : Смысл ; Эксмо, 2004. — 512 с.
5. 5. Егоров А. Ю. Расстройства поведения у подростков: клинико-психологические аспекты / А. Ю. Егоров, С. А. Игумнов. — СПб. : Речь, 2005. — 436 с.
6. 6. Змановская Е. В. Девиантное поведение личности и группы / Е. В. Змановская. — СПб. : Питер, 2010. — 352 с.
7. 7. Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения / Ю. А. Клейберг. — М., 2001. 8. Коробейников И. А. Нарушения развития и социальная адаптация / И. А. Коробейников. — М. : ПЕР СЭ, 2002. — 192 с.
8. 9. Короленко Ц. П. Аддиктология. Настольная книга / Ц. П. Короленко. — М. : Институт консультирования, 2012.
9. 10. Лубовский В. И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей / В. И. Лубовский // Дефектология. — 1971. — № 6. — С. 15–19.
10. 11. Лубовский В. И. «Врастание в культуру» ребенка с нарушениями развития / В. И. Лубовский // Культурно-историческая психология. — 2006. — № 3.
11. 12. Мальцева З. В. Специфика деятельности педагога-психолога по профилактике девиаций в образовательной среде / З. В. Мальцева // Современная психология образования: проблемы и перспективы развития : сб. матер. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участ
12. 13. Попова Т. М. Дезадаптация как предпосылка развития девиантного поведения у лиц с ограниченными возможностями здоровья / Т. М. Попова // Специальное образование. — 2013. — № 1 (29). — С. 79–88.
13. 14. Реан А. А. Психология девиантности. Дети. Общество. Закон / А. А. Реан. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2016.
14. 15. Catlin K. Better Allies: Everyday Actions to Create Inclusive, Engaging Workplaces / K. Catlin, S. McGraw. — London : Better Allies Press, 2021. — 282 p.
15. 16. Franklin M. The HeART of Laser-Focused Coaching: A Revolutionary Approach to Masterful Coaching / M. Franklin. — London : Thomas Noble Books, 2019. — 294 p.
16. 17. Johnson St. K. Inclusify: The Power of Uniqueness and Belonging to Build Innovative Teams / St. K. Johnson. — New York : Harper Business, 2020. — 288 p.

Other articles