Published Date: 01.01.2023

Динамика психологических механизмов чтения в истории человека

Annotation

В статье анализируется динамика психологических механизмов чтения в истории человечества. Прослеживается переход от спонтанного восприятия символа к рациональному усвоению информации, подражанию и интериоризации авторской речи, трансляции смыслов, их трансформации в сотворческом чтении. Обосновывается понимание чтения как высшей психической функции по Выготскому, которая регулирует смысловое понимание текстов различными способами. Отмечается, что опосредующим функцию смыслового понимания знаком является авторский замысел.



Library

1. Мосунова Л. А. Анализ художественных текстов : учебник и практикум для вузов / Л. А. Мосунова. — М. : Юрайт, 2019. — 228 с.
2. Эко У. Имя розы / У. Эко ; пер. с итал. Е. Костюкович. — М. : АСТ: Corpus, 2016. — 672 с. 27. Эко У. Шесть прогулок в литературных лесах / У. Эко ; пер. с англ. А. Глебовской. — СПб. : Симпозиум, 2007. — 285 с.
3. Шомракова И. А. Всеобщая история книги / И. А. Шомракова, И. Е. Баренбаум ; науч. ред. д-р пед. наук, проф. Г. В. Михеева ; СПбГУКИ. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб. : Профессия, 2008. — 392 с.
4. Шкуратов В. А. Историческая психология / В. А. Шкуратов. — Ростов-на-Дону : Город N, 1994. — 288 с.
5. Шартье Р. Письменная культура и общество / Р. Шартье ; пер. с фр. и послесл. И. К. Стаф. — М. : Новое издательство, 2006. — 272 с.
6. Турышева О. Н. Книга — чтение — читатель как предмет литературы / О. Н. Турышева. — Екатеринбург : Изд-во Уральского ун-та, 2011. — 286 с.
7. Сто запрещенных книг: Цензурная история мировой литературы / Н. Каролидес, М. Балд, Д. Соува, А. Евстратов ; пер. с англ. И. Ивановой. — М. : Ультра культура, 2004. — 608 с.
8. Свенбро Й. Древняя Греция в эпоху архаики и классический период: Возникновение практики «безмолвного чтения» — чтения про себя / Й. Свенбро // История чтения в западном мире от Античности до наших дней / ред.-сост. Г. Кавалло, Р. Шартье ; пер. с фр. М
9. Сапа А. А. Формирование основ смыслового чтения в рамках реализации ФГОС основного общего образования / А. А. Сапа // Эксперимент и инновации в школе. — 2014. — № 5. — С. 23–42.
10. Рубакин Н. А. Библиологическая психология / Н. А. Рубакин. — М. : Академический проект, 2006. — 800 с.
11. Пранцова Г. В. Современные стратегии чтения: теория и практика. Смысловое чтение и работа с текстом : учеб. пособие / Г. В. Пранцова, Е. С. Романичева. — М. : Неолит, 2019. — 368 с.
12. Немировский Е. Л. Книги, изменившие мир : в 2 т. / Е. Л. Немировский. — Пятигорск : СНЕГ, 2015.
13. Мосунова Л. А. Психология чтения художественной литературы : учеб. пособие / Л. А. Мосунова. — М. : МГУП им. Ивана Федорова, 2012. — 170 с.
14. Адлер М. Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений / М. Адлер ; пер. с англ. Л. Плостак. — 4-е изд. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2016. — 344 с.
15. Мелентьева Ю. П. Общая теория чтения: постановка проблемы / Ю. П. Мелентьева // Поддержка и развитие чтения: тенденции и проблемы (по итогам пяти лет реализации Национальной программы поддержки и развития чтения в России) : сб. статей. — М. : Межрегио
16. Мангуэль А. История чтения / А. Мангуэль ; пер. с англ. М. Юнгер. — Екатеринбург : У-Фактория, 2008. — 381 с.
17. Леонтьев Д. А. От слова к реальности: возможности языка и онтологический статус сообщения / Д. А. Леонтьев // Человек. Сознание. Коммуникация. Интернет / под ред. Л.Шипелевич. — Варшава : Институт русистики Варшавского университета, 2006. — С. 41–48.
18. Книги, изменившие историю / ред. М. Коллинз. — М. : Эксмо, 2018. — 256 с. 10. Леонтьев Д. А. Введение в психологию искусства / Д. А. Леонтьев. — М. : Изд-во Моск. ун-та, 1998. — 111 с.
19. Кальвино И. Если однажды зимней ночью путник… / И. Кальвино ; пер. с итал. Г. П. Киселева. — М. : АСТ : Астрель, 2010. — 315 с.
20. Кавалло Г. Введение / Г. Кавалло, Р. Шартье // История чтения в западном мире от Античности до наших дней / ред.-сост. Г. Кавалло, Р. Шартье ; пер. с фр. М. А. Руновой, Н. Н. Зубкова, Т. А. Недашковской. — М. : Издательство ФАИР, 2008. — С. 9–52.
21. История чтения в западном мире от Античности до наших дней / ред.-сост. Г. Кавалло, Р. Шартье ; пер. с фр. М. А. Руновой, Н. Н. Зубкова, Т. А. Недашковской. — М. : Издательство ФАИР, 2008. — 544 с.
22. Домбровская И. С. К проблеме психологического анализа культурогенеза юмора / И. С. Домбровская // Культурно-историческая психология. — 2010. — № 3. — С. 54–59.
23. Декарт Р. Рассуждение о методе / Р. Декарт ; пер. М. Позднева, Н. Сретенского, А. Гутермана. — СПб. : Азбука-Аттикус, 2022. — 320 с.
24. Выготский Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский // Собр. соч. : в 6 т. Т. 2. Проблемы общей психологии. — М. : Педагогика, 1982. — 504 с.
25. Асмус В. Ф. Чтение как труд и творчество / В. Ф. Асмус // Вопросы теории и истории эстетики. — М. : Искусство, 1968. — С. 55–68.

Other articles