На рубеже ХХ–ХХI вв. в развитие теоретических и прикладных разделов социально-психологического и философско-социологического познания фундаментальный вклад внесла выдающийся российский ученый мирового уровня Г. М. Андреева. В связи с ее вековым юбилеем актуально изучение опыта жизнедеятельности Г. М. Андреевой как одного из основателей послевоенной советской социологии и как создателя социальной психологии в качестве инновационной научно-учебной дисциплины. Новизна статьи — в науковедческом анализе междисциплинарных поисков Г. М. Андреевой — от социальной философии через эмпирическую социологию и социальную психологию до педагогики высшего образования. Средствами институционально-персонологического и субъектно-деятельностного подходов характеризуются как основные достижения 65-летней научно-педагогической деятельности Г. М. Андреевой в МГУ и ряде вузов, так и разработанные ею психодидактические средства преподавания социальной психологии в высшей школе.