Дата публикации: 31.12.2022

Модель подготовки будущих педагогов профессионального образования на основе педагогических идей К. Д. Ушинского

Аннотация

Обращаясь к истокам зарождения отечественной педагогической науки — трудам К. Д. Ушинского — и рассматривая их через призму профессионально-педагогического образования, авторы представляют обновленную модель подготовки будущих педагогов профессионального образования. Представленная модель включает методологический, содержательно-смысловой, методико-инструментальный и оценочно-рефлексивный компоненты. Наибольшее внимание в статье уделяется первому, методологическому компоненту, который становится концептуальным ориентиром всей модели. В его состав включены целевые установки (подготовка педагога, благодаря сформированному желанию трудиться способного к саморазвитию, самовоспитанию и самоформированию, и, как следствие, самообразованию), принципы (систематичности, последовательности, связи теории с практикой, природосообразности), условия (творческий характер взаимодействия субъектов образовательного процесса) и подходы (деятельностный, компетентностный, личностно ориентированный), берущие свое начало в идеях К. Д. Ушинского.




Введение Сегодня, вопреки трендам глобализации и технологизации всех сфер общественной жизни, наблюдается линия индивидуализации и персонификации многих процессов, прежде всего связанных с потребностями людей, далеко не последнее место в списке которых занимают образовательные. Стремление получить качественное образование, которое определяет востребованность специалиста на рынке труда, побуждает нас обратить пристальное внимание на организационные и содержательные аспекты образовательной деятельности, прежде всего касающиеся профессиональной подготовки специалистов для различных отраслей экономики. При этом ключевой фигурой данного процесса всегда был и остается педагог, профессионально-педагогической подготовке которого и посвящена данная статья.

В год празднования 200-летия со дня рождения основоположника научной педагогики в России Константина Дмитриевича Ушинского стоит вновь обратиться к его фундаментальным идеям и принципам, на основе которых выстраивалась дальнейшая история развития национальной системы образования. И если в XIX веке идеи Ушинского рассматривались как нечто новое, ранее не принятое обществом, то сегодня его концепция «сквозь время» доказала свою состоятельность.

В этой связи авторы поставили перед собой цель на основе педагогических идей К. Д. Ушинского представить обновленную модель (прежде всего ее методологический компонент) подготовки педагогов профессионального образования.

Методологическая основа и методы исследования Вопросам построения образовательного процесса с позиции методологических основ в теории и практике профессионально-педагогического образования посвящено достаточное количество исследований [1; 6; 13 и др]. Однако в настоящее время отсутствуют единые подходы к их интерпретации относительно подготовки будущего педагога профессионального обучения. Анализируя сложившиеся противоречия по теме исследования, за основу мы выбрали подход ретроспективного анализа трудов выдающегося ученого К. Д. Ушинского.

Рассмотрев педагогический поиск К. Д. Ушинского и проследив траекторию научной мысли (табл. 1), мы установили, что большинство научно-методологических подходов берут истоки из философского отношения автора не только к самой отрасли знания — педагогике, но и к ее интерпретации с позиции искусства через процессы воспитательного воздействия. Если педагогика в трудах автора — это искусство, а наука — лишь инструмент, то скульптором образовательного процесса становится педагог, целью которого является воспитание обучающегося. А воспитательный процесс как высшая форма взаимодействия рассматривается с точки зрения реализации этических, нравственных, трудовых и профессиональных функций.

Список литературы

1. Блинов В. И. Опережающая профподготовка: формирование системообразующих компонентов / В. И. Блинов, А. И. Сатдыков, С. А. Осадчева, Н. А. Красовский // Образовательная политика. — 2020. — № 4 (84). — С. 84–95.
2. Дубицкий В. В. Мастер производственного обучения 2.0: кадровый потенциал проекта «Профессионалитет»/ В.В.Дубицкий, А.А.Коновалов, А.И.Лыжин и др. // Образование и наука. — 2022. — Т.24, №1. — С.67–100. — DOI: <a href="https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-1-67-1" target="_blank">https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-1-67-1</a>
3. Есенина Е. Ю. Методология и инструментарий современной оценки профессиональной компетентности педагогических работников системы среднего профессионального образования / Е. Ю. Есенина, А. И. Сатдыков, А. А. Коновалов // Мир психологии. — 2022. — № 4 (111).
4. Кубрушко П. Ф. Педагогическая подготовка преподавателей системы среднего профессионального образования / П. Ф. Кубрушко, М. В. Шингарева, Ю. А. Атапина // Профессиональное образование и рынок труда. — 2022. — № 2. — С. 36–46. — DOI: <a href="https://doi.org/10.529" target="_blank">https://doi.org/10.529</a>
5. Максимова Е. А. Принципы эволюционного моделирования в исследовании развития профессионального образования / Е. А. Максимова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. — 2022. — Т. 22, вып. 3. — С. 345–34
6. Романцев Г. М. Профессиональная педагогика и профессионально-педагогическое образование как единство теории и практики образовательного процесса / Г. М. Романцев, Н. В. Ронжина // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего п
7. Руденко И. В. Проектирование апостериорной модели профессиональной подготовки будущих педагогов в вузе / И. В. Руденко, А. А. Ошкина // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2020. — Т. 9, № 2 (31). — С. 225–229. — DOI: <a href="https://doi." target="_blank">https://doi.</a> org/1
8. Ушинский К. Д. Избранные труды : в 4 кн. Кн. 3: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / К. Д. Ушинский ; сост., авт. вступ. ст., примеч. и коммент. Э. Д. Днепрова. — М. : Дрофа, 2005. — 557 с.
9. Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании // Избранные труды : в 4 кн. Кн. 1: Проблемы педагогики / К. Д. Ушинский ; сост., авт. вступ. ст., примеч. и коммент. Э. Д. Днепрова. — М. : Дрофа, 2005. — С. 54–131.
10. Ушинский К. Д. О нравственном элементе в русском воспитании // Избранные труды : в 4 кн. Кн. 1: Проблемы педагогики / К. Д. Ушинский ; сост., авт. вступ. ст., примеч. и коммент. Э. Д. Днепрова. — М. : Дрофа, 2005. — С. 191–239.
11. Ушинский К. Д. О пользе педагогической литературы // Избранные труды : в 4 кн. Кн. 1: Проблемы педагогики / К. Д. Ушинский ; сост., авт. вступ. ст., примеч. и коммент. Э. Д. Днепрова. — М. : Дрофа, 2005. — С. 12–32.
12. Ушинский К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // Избранные труды : в 4 кн. Кн. 1: Проблемы педагогики / К. Д. Ушинский ; сост., авт. вступ. ст., примеч. и коммент. Э. Д. Днепрова. — М. : Дрофа, 2005. — С. 169–190.
13. Федоров В. А. Профессионально-педагогическое образование в России на современном этапе: концептуальный аспект / В. А. Федоров, П. Ф. Кубрушко, В. В. Дубицкий, А. В. Феоктистов // Образование и наука. — 2022. — Т. 24, № 7. — С. 11–44. — DOI: 10.17853/1994-
14. Федоров В. А. Сопряжение процедур государственной итоговой аттестации и независимой оценки квалификаций в СПО / В. А. Федоров, Н. В. Третьякова, Г. А. Тюрина // Профессиональное образование и рынок труда. — 2022. — Т. 10, № 3. — С. 35–54. — DOI: <a href="https://" target="_blank">https://</a>
15. Шаров А. А. Универсальные компетенции педагогов профессионального образования: методика оценки и анализ взаимосвязей / А. А. Шаров, А. А. Коновалов // Science for Education Today. — 2022. — Т. 12, № 5. — С. 7–21. — DOI: <a href="http://dx.doi.org/10.15293/" target="_blank">http://dx.doi.org/10.15293/</a> 2658-67
16. De Leon L. P. ICT in Career Guidance. A Case Study of a “Blended Learning” Career Guidance Programme for Music Students / L. P. de Leon, P. L. Castro // Procedia Social and Behavioral Sciences. — 2014. — No. 116. — P. 2049–2058.

Остальные статьи