Модель подготовки будущих педагогов профессионального образования на основе педагогических идей К. Д. Ушинского
Аннотация
Обращаясь к истокам зарождения отечественной педагогической науки — трудам К. Д. Ушинского — и рассматривая их через призму профессионально-педагогического образования, авторы представляют обновленную модель подготовки будущих педагогов профессионального образования. Представленная модель включает методологический, содержательно-смысловой, методико-инструментальный и оценочно-рефлексивный компоненты. Наибольшее внимание в статье уделяется первому, методологическому компоненту, который становится концептуальным ориентиром всей модели. В его состав включены целевые установки (подготовка педагога, благодаря сформированному желанию трудиться способного к саморазвитию, самовоспитанию и самоформированию, и, как следствие, самообразованию), принципы (систематичности, последовательности, связи теории с практикой, природосообразности), условия (творческий характер взаимодействия субъектов образовательного процесса) и подходы (деятельностный, компетентностный, личностно ориентированный), берущие свое начало в идеях К. Д. Ушинского.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Новое в психолого-педагогических исследованиях № 01/2023 |
Страницы | 148-157 |
УДК | [377.112:371.13]:[001.891.572:37.022] |
DOI | 10.51944/20722516_2023_1_148 |
Введение Сегодня, вопреки трендам глобализации и технологизации всех сфер общественной жизни, наблюдается линия индивидуализации и персонификации многих процессов, прежде всего связанных с потребностями людей, далеко не последнее место в списке которых занимают образовательные. Стремление получить качественное образование, которое определяет востребованность специалиста на рынке труда, побуждает нас обратить пристальное внимание на организационные и содержательные аспекты образовательной деятельности, прежде всего касающиеся профессиональной подготовки специалистов для различных отраслей экономики. При этом ключевой фигурой данного процесса всегда был и остается педагог, профессионально-педагогической подготовке которого и посвящена данная статья.
В год празднования 200-летия со дня рождения основоположника научной педагогики в России Константина Дмитриевича Ушинского стоит вновь обратиться к его фундаментальным идеям и принципам, на основе которых выстраивалась дальнейшая история развития национальной системы образования. И если в XIX веке идеи Ушинского рассматривались как нечто новое, ранее не принятое обществом, то сегодня его концепция «сквозь время» доказала свою состоятельность.
В этой связи авторы поставили перед собой цель на основе педагогических идей К. Д. Ушинского представить обновленную модель (прежде всего ее методологический компонент) подготовки педагогов профессионального образования.
Методологическая основа и методы исследования Вопросам построения образовательного процесса с позиции методологических основ в теории и практике профессионально-педагогического образования посвящено достаточное количество исследований [1; 6; 13 и др]. Однако в настоящее время отсутствуют единые подходы к их интерпретации относительно подготовки будущего педагога профессионального обучения. Анализируя сложившиеся противоречия по теме исследования, за основу мы выбрали подход ретроспективного анализа трудов выдающегося ученого К. Д. Ушинского.
Рассмотрев педагогический поиск К. Д. Ушинского и проследив траекторию научной мысли (табл. 1), мы установили, что большинство научно-методологических подходов берут истоки из философского отношения автора не только к самой отрасли знания — педагогике, но и к ее интерпретации с позиции искусства через процессы воспитательного воздействия. Если педагогика в трудах автора — это искусство, а наука — лишь инструмент, то скульптором образовательного процесса становится педагог, целью которого является воспитание обучающегося. А воспитательный процесс как высшая форма взаимодействия рассматривается с точки зрения реализации этических, нравственных, трудовых и профессиональных функций.