Дата публикации: 01.01.2023

Научно-образовательные центры как основа реализации экосистемного подхода в техническом вузе

Аннотация

Социально-экономические изменения в народном хозяйстве страны затрагивают и систему образования. Вслед за изменениями в экономике происходит трансформация в системе образования: внедряются новые подходы в организацию, содержание образовательного процесса и управление им. Одним из успешных новшеств было применение кластерного подхода. Однако пандемия внесла существенные изменения в образовательный процесс. Дистанционное, смешанное обучение, цифровизация расширили возможности получения образования. Появились многочисленные образовательные организации (курсы, школы, центры знаний и т. д.). Они востребованы обучающимися. В состав образовательных кластеров они не вошли, да и не хотят этого. Значит, необходимы новые формы управления образовательным процессом, например, экосистемный подход в образовании. Образовательные экосистемы позволяют обучающимся постоянно обновлять свои знания, осваивать новые компетенции в течение всей жизни, тем самым создают экосистему человека.




Государство, экономика, система образования и все общество озабочены инновационным развитием высокотехнологичных отраслей. Для решения данной проблемы в 2000-е годы в экономике был реализован кластерный подход. Отраслевые кластеры, технологические промышленные группы были образованы по инициативе «сверху» во всех регионах России. В Республике Татарстан (РТ) в состав отраслевых кластеров были введены ведущие вузы республики, таким образом, возникли научно-образовательные кластеры. По мнению создателей, кластеризация должна была привести к эффективной кооперации систем производства и образования, которая должна была обеспечить подготовку компетентных, высококвалифицированных рабочих, специалистов среднего звена и инженеров [12].

Отраслевой строительный образовательный кластер был создан на базе Казанского государственного архитектурно-строительного университета. В состав кластера вошли шесть образовательных организаций среднего профессионального и начального профессионального образования. Было установлено активное сотрудничество с министерствами строительства, архитектуры и ЖКХ РТ и министерством транспорта и дорожного строительства РТ. Образовательный кластер за десятилетие позволил организовать непрерывное профессиональное образование в республике. Гибкое содержание профессиональной подготовки, гибкие организационные формы обучения позволили получать новое качество образования.

Интеграция систем образования и производства в научно-образовательном кластере обеспечила реализацию целостной системы многоуровневого образования [12; 13; 17].

Создание строительного научно-образовательного кластера позволило реализовать в образовательном процессе принципы преемственности, повысить качество профессиональной подготовки, сократить время адаптации выпускника на производстве, реализовать частно-государственное партнерство предприятий строительного бизнеса с образовательными организациями в составе кластера, обеспечить целостное социальное, физическое, духовное, интеллектуальное развитие личности [18].

Внедрение кластерного подхода позволило повысить конкурентоспособность всех участников, достигнуть качественно нового уровня внедрения инновационных и наукоемких технологий, подготовить специалистов, способных внедрить инновации в деятельность строительных организаций различных форм собственности.

Список литературы

1. Актуальные характеристики школьной образовательной экосистемы : информационный бюллетень / С. И. Заир-Бек, Т. А. Мерцалова, К. М. Анчиков ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М. : НИУ ВШЭ, 2021. — 44 с. — (Мониторинг экономики образования; № 7)
2. Богоудинова Р. З. Экосистемный подход в системе трансформации профессионального образования / Р. З. Богоудинова, Е. Е. Царева // Казанский педагогический журнал. — 2022. — № 6. — С. 50–57.
3. Боровская М. А. Совершенствование системы непрерывного образования: кластерный и экосистемный подходы / М. А. Боровская, М. А. Масыч, М. В. Паничкина // Гуманитарий Юга России. — 2020. — Т. 9, № 5. — С. 15–35.
4. Боровская М. А. Финансовые инструменты в экономических механизмах стратегического развития науки и образования: экосистемный подход / М. А. Боровская, А. Ю. Никитаева, М. Р. Бечвая, О. А. Черниченко // Финансы: теория и практика. — 2022. — Т. 26, № 2. — С
5. Вильданов И. Э. Педагогическая характеристика экосистемы технического университета / И. Э. Вильданов // Казанский педагогический журнал. — 2023. — № 1. — С. 60–71.
6. Вильданов И. Э. Разработка технологий открытого дистанционного образования в современных условиях в техническом вузе / И. Э. Вильданов // Казанский педагогический журнал. — 2020. — № 6 (143). — С. 64–69.
7. Ветчинова М. Н. Образовательная экосистема как парадигма образования в XXI в. / М. Н. Ветчинова // Историко-педагогический журнал. — 2022. — № 4. — С. 89–97.
8. Горячева Т. В. Принципы формирования экосистем предпринимательских вузов / Т. В. Горячева // Региональные вузы — драйверы пространственного развития России : матер. Всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф., посвященной 90-летию Удмуртского государс
9. Игропуло И. Ф. Моделирование экосистемы ориентированного предпринимательского образования в университете / И. Ф. Игропуло, В. К. Шаповалов, М. М. Арутюнян // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. — 2020. — № 3. — С. 19–27.
10. Изотова А. Г. Экосистемный подход как новый тренд развития высшего образования / А. Г. Изотова, Е. С. Гаврилюк // Вопросы инновационной экономики. — 2022. — Т. 12, № 2. — С. 1211–1226. — DOI: 10.18334 / vinec 114869
11. Ищенко-Падукова О. А. Образовательная экосистема в методологических координатах двухсекторной модели смешанной экономики / О. А. Ищенко-Падукова, И. В. Мовчан // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. — 2021. — № 3. — С. 106–110.
12. Корчагин Е. А. Интеграция как основа уровневого профессионального образования в научно-образовательном кластере / Е. А. Корчагин, Р. С. Сафин // Высшее образование в России. — 2013. — № 6. — С. 19–25.
13. 1. Aktual’nye kharakteristiki shkol’noi obrazovatel’noi ekosistemy : informatsionnyi byulleten’ / S. I. Zair-Bek, T. A. Mertsalova, K. M. Anchikov ; Nats. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki». — Moskva : NIU VShE, 2021. — 44 s. — (Monitoring ekonomiki
14. 2. Bogoudinova R. Z. Ekosistemnyi podkhod v sisteme transformatsii professional’nogo obrazovaniya / R. Z. Bogoudinova, E. E. Tsareva // Kazanskii pedagogicheskii zhurnal. — 2022. — № 6. — S. 50–57.
15. 3. Borovskaya M. A. Sovershenstvovanie sistemy nepreryvnogo obrazovaniya: klasternyi i ekosistemnyi podkhody / M. A. Borovskaya, M. A. Masych, M. V. Panichkina // Gumanitarii Yuga Rossii. — 2020. — T. 9, № 5. — S. 15–35.
16. 4. Borovskaya M. A. Finansovye instrumenty v ekonomicheskikh mekhanizmakh strategicheskogo razvitiya nauki i obrazovaniya: ekosistemnyi podkhod / M. A. Borovskaya, A. Yu. Nikitaeva, M. R. Bechvaya, O. A. Chernichenko // Finansy: teoriya i praktika. — 2022
17. 5. Vil’danov I. E. Pedagogicheskaya kharakteristika ekosistemy tekhnicheskogo universiteta / I. E. Vil’danov // Kazanskii pedagogicheskii zhurnal. — 2023. — № 1. — S. 60–71.
18. 6. Vil’danov I. E. Razrabotka tekhnologii otkrytogo distantsionnogo obrazovaniya v sovremennykh usloviyakh v tekhnicheskom vuze / I. E. Vil’danov // Kazanskii pedagogicheskii zhurnal. — 2020. — № 6 (143). — S. 64–69.
19. 7. Vetchinova M. N. Obrazovatel’naya ekosistema kak paradigma obrazovaniya v XXI v. / M. N. Vetchinova // Istoriko-pedagogicheskii zhurnal. — 2022. — № 4. — S. 89–97.
20. 8. Goryacheva T. V. Printsipy formirovaniya ekosistem predprinimatel’skikh vuzov / T. V. Goryacheva // Regional’nye vuzy — draivery prostranstvennogo razvitiya Rossii : mater. Vseros. s mezhdunar. uchastiem nauch.-prakt. konf., posvyashchennoi 90-letiyu U
21. 9. Igropulo I. F. Modelirovanie ekosistemy sotsial’no orientirovannogo predprinimatel’skogo obrazovaniya v universitete / I. F. Igropulo, V. K. Shapovalov, M. M. Arutyunyan // Vestnik Armavirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. — 2020. —
22. 10. Izotova A. G. Ekosistemnyi podkhod kak novyi trend razvitiya vysshego obrazovaniya / A. G. Izotova, E. S. Gavrilyuk // Voprosy innovatsionnoi ekonomiki. — 2022. — T. 12, № 2. — S. 1211–1226. — DOI: 10.18334 / vinec 114869
23. 11. Ishchenko-Padukova O. A. Obrazovatel’naya ekosistema v metodologicheskikh koordinatakh dvukhsektornoi modeli smeshannoi ekonomiki / O. A. Ishchenko-Padukova, I. V. Movchan // Gosudarstvennoe i munitsipal’noe upravlenie. Uchenye zapiski. — 2021. — № 3.
24. 12. Korchagin E. A. Integratsiya kak osnova urovnevogo professional’nogo obrazovaniya v nauchno-obrazovatel’nom klastere / E. A. Korchagin, R. S. Safin // Vysshee obrazovanie v Rossii. — 2013. — № 6. — S. 19–25.
25. 13. Safin R. S. Stroitel’nyi nauchno-obrazovatel’nyi klaster: opyt, osobennosti, preimushchestva / R. S. Safin, E. A. Korchagin, I. E. Vil’danov i dr. // Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriya: Psikhologo-pedagogicheskie n
26. 14. Luksha P. V. Obrazovatel’nye ekosistemy: voznikayushchaya praktika dlya budushchego obrazovaniya [Elektronnyi resurs] / P. V. Luksha, Dzh. Spenser-Keis, D. Kubista ; Doklad GEF&MShU «Skolkovo». — Rezhim dostupa: <a href="https://drive.google.com/file/d/1_hS84J" target="_blank">https://drive.google.com/file/d/1_hS84J</a>
27. 15. Maksimova A. E. Kontseptsiya razvitiya professional’nogo obrazovaniya v Rossii pri smene nauchno-tekhnologicheskikh ukladov : dis. … d-ra ped. nauk / A. E. Maksimova. — Saratov, 2021. — 346 s.
28. 16. Makhnovets S. N. Novaya ekosistema obrazovaniya kak sistemoobrazuyushchii vektor kachestva zhizni / S. N. Makhnovets, O. A. Popova // Vestnik TvGU. Seriya: Pedagogika i psikhologiya. — 2017. — № 4. — S. 141–149.
29. 17. Safin R. S. Integratsionnyi protsess formirovaniya i razvitiya stroitel’nogo obrazovatel’nogo klastera / R. S. Safin, E. A. Korchagin, G. M. Zagidullina i dr. // Izvestiya Kazanskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel’nogo universiteta. — 2012. —
30. 18. Safin R. S. Nauchno-obrazovatel’nyi klaster kak forma vzaimodeistviya vysshego, srednego professional’nogo obrazovaniya i proizvodstva / R. S. Safin, E. A. Korchagin, I. E. Vil’danov, R. N. Abitov // Formirovanie kadrovogo potentsiala SPO — innovatsio
31. 19. Sizikhina N. N. Professional’nye kompetentsii studentov SPO v usloviyakh innovatsionnoi obrazovatel’noi ekosistemy / N. N. Sizikhina // Professional’noe obrazovanie. Stolitsa. — 2017. — № 4. — S. 41–43.
32. 20. Fedorov A. A. Proektirovanie novogo dizaina obrazovatel’noi ekosistemy vuza v kontekste modernizatsii otechestvennogo obrazovaniya / A. A. Fedorov, G. A. Paputkova, E. K. Samerkhanova i dr. // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. — 2018. — T. 23, №
33. 21. Yasvin V. A. obrazovatel’naya sreda: ot modelirovaniya k proektirovaniyu / V. A. Yasvin. — Moskva : Smysl, 2001. — 365 s.
34. Ясвин В. А. образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. — М. : Смысл, 2001. — 365 с.
35. Федоров А. А. Проектирование нового дизайна образовательной экосистемы вуза в контексте модернизации отечественного образования / А. А. Федоров, Г. А. Папуткова, Э. К. Самерханова и др. // Психологическая наука и образование. — 2018. — Т. 23, № 1. — С. 52
36. Сизихина Н. Н. Профессиональные компетенции студентов СПО в условиях инновационной образовательной экосистемы / Н. Н. Сизихина // Профессиональное образование. Столица. — 2017. — № 4. — С. 41–43.
37. Сафин Р. С. Научно-образовательный кластер как форма взаимодействия высшего, среднего профессионального образования и производства / Р. С. Сафин, Е. А. Корчагин, И. Э. Вильданов, Р. Н. Абитов // Формирование кадрового потенциала СПО — инновационные процес
38. Сафин Р. С. Интеграционный процесс формирования и развития строительного образовательного кластера / Р. С. Сафин, Е. А. Корчагин, Г. М. Загидуллина и др. // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. — 2012. — № 4 (22).
39. Махновец С. Н. Новая экосистема образования как системообразующий вектор качества жизни / С. Н. Махновец, О. А. Попова // Вестник ТвГУ. Серия: Педагогика и психология. — 2017. — № 4. — С. 141–149.
40. Максимова А. Е. Концепция развития профессионального образования в России при смене научно-технологических укладов : дис. … д-ра пед. наук / А. Е. Максимова. — Саратов, 2021. — 346 с.
41. Лукша П. В. Образовательные экосистемы: возникающая практика для будущего образования [Электронный ресурс] / П. В. Лукша, Дж. Спенсер-Кейс, Д. Кубиста ; Доклад GEF&МШУ «Сколково». — Режим доступа: <a href="https://drive.google.com/file/d/1_" target="_blank">https://drive.google.com/file/d/1_</a> hS84J5u2LnwmrUs (дата о
42. Сафин Р. С. Строительный научно-образовательный кластер: опыт, особенности, преимущества / Р. С. Сафин, Е. А. Корчагин, И. Э. Вильданов и др. // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. — 2015.

Остальные статьи