Подготовка студентов — будущих воспитателей китайских детских садов к развитию музыкальности детей с помощью народных музыкальных инструментов
Аннотация
Цель статьи — обосновать важную роль народных музыкальных инструментов в китайском дошкольном музыкальном образовании, а также необходимость подготовки студентов — будущих воспитателей детских садов в Китае к использованию китайских народных музыкальных инструментов в приобщении дошкольников к китайской народной музыке. На основе анализа и обобщения теоретических и научно-методических источников, а также российского опыта раскрывается потенциал раннего обучения детей элементарному музицированию на простых китайских народных музыкальных инструментах в развитии их музыкальности.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Новое в психолого-педагогических исследованиях № 01/2023 |
Страницы | 129-135 |
УДК | 373.24 |
DOI | 10.51944/20722516_2023_1_129 |
Постановка проблемы Подготовка студентов — будущих воспитателей детских садов в Китайской Народной Республике (КНР) к развитию музыкальности детей с помощью китайских народных музыкальных инструментов является актуальной научно-практической проблемой. В современной китайской образовательной политике большое внимание уделено музыкальному образованию детей на основе национальных традиций. Однако на занятиях музыкой в детских садах используются, как правило, музыкальные инструменты К. Орфа (металлофоны, треугольники, бубны, маракасы и др.). Китайским народным музыкальным инструментам уделяется недостаточное внимание. В настоящее время будущих воспитателей в КНР обучают вокалу [3], но недостаточно готовят к применению на занятиях с детьми народных китайских музыкальных инструментов. В статье эта проблема рассмотрена на уровне ее постановки.
Научные предпосылки решения проблемы Китайским народным музыкальным инструментам посвящено немало научных работ. Среди них публикации китайских ученых Ван Цзунминя, Ван Чжэнья, Гань Таоя, Гао Хоуюня, И Цииня и других, а также работы российских авторов Е. В. Виноградовой, А. Н. Желоховцева, Г. М. Шнеерсона и других. На них опирается Лю Гэ в своей кандидатской диссертации «Традиционные инструменты в общем музыкальном воспитании современного Китая» [8]. Но его исследование выполнено на материалах общеобразовательных школ, а не дошкольных учреждений. Согласно исследованию Лю Гэ, все китайские народные инструменты делятся в зависимости от материалов, из которых они изготовлены, на цзинь (металл), ши (камни), ту (глина), му (дерево), гэ (кожа), сы (шелк), пао (тыква-горлянка), чжу (бамбук). В зависимости от способа звукоизвлечения выделяют чуй (духовые), ла (смычковые), танъ (щипковые), да (ударные) музыкальные инструменты. По мнению Лю Гэ, для общего музыкального образования наиболее подходят дицзы, сона, сяо, шэн (духовые), гуцгшъ, гучжен, пипа, саньсянь (щипковые), эрху, цзинху, баньху, чжуйху, матоуцинь (смычковые), разновидности бань, гу, бо, ло (ударные). При этом наиболее простыми для освоения начинающими музыкантами являются ударные музыкальные инструменты, а также дицзы (китайская флейта), сона («заморская флейта», духовой музыкальный инструмент, напоминающий дудку), сяо (древняя традиционная китайская бамбуковая флейта продольного типа), пипа (старинный струнный китайский музыкальный инструмент грушевидной формы), эрху (старинный китайский смычковый музыкальный инструмент с двумя металлическими струнами), чжуйху (струнный музыкальный инструмент, для игры на котором не нужен смычок, так как к его грифу, на котором нет ладов, струны прижимаются пальцами).
Ведущие российские специалисты в области дошкольного образования (Комарова Т. С., Лазарева М. В., Новикова Г. П. и др.) подчеркивают значение и большие потенциальные возможности изобразительной, художественноречевой, музыкальной и игровой деятельности в эстетическом воспитании и развитии детей дошкольного возраста. Большое значение инструментальному музицированию отведено в работах известных российских специалистов дошкольного музыкального воспитания: Н. А. Ветлугиной, Э. П. Костиной, О. П. Радыновой, а также в трудах исследователей общего и профессионального педагогического музыкального образования: Э. Б. Абдуллина, Ю. Б. Алиева, Л. А. Безбородовой, Е. В. Николаевой и др.
Анализ российских научно-методических источников показал, что в дошкольных учреждениях России используются разнообразные народные музыкальные инструменты. Среди них есть похожие на китайские русские народные трещотки, колокольчики, бубенцы. Дети играют также на глиняных свистульках, дудочках, игрушечных гармошках и гуслях. В некоторых детских садах создаются детские шумовые оркестры и ансамбли русских народных инструментов, в которые входят балалайки, гармоники и другие музыкальные инструменты. Методика работы с такими ансамблями разработана в кандидатской диссертации С. А. Ермоловой, выполненной под научным руководством Т. И. Баклановой [5]. Приобщение детей к народным музыкальным инструментам является важной частью экспериментальных моделей дошкольного этнохудожественного образования в России [9], средством развития музыкальности дошкольников.
Известный российский специалист в области дошкольного музыкального образования Э. П. Костина рассматривает музыкальность как комплекс музыкальных способностей, в который входят эмоциональная отзывчивость на музыку, мелодический слух, тембровый слух, динамический слух, чувство ритма, музыкальное мышление и воображение, музыкальная память [7, с. 144]. В музыкальной психологии музыкальность предстает как сложный психический процесс высшей нервной деятельности, осуществляемый смежной деятельностью коры больших полушарий и подкорковых образований.