Дата публикации: 01.01.2023

УРОКИ ЧТЕНИЯ: технология двух встреч для группового (и индивидуального) постижения смысла научно-методических материалов студентами вузов, колледжей и учащимися педагогических классов

Аннотация

В современную педагогическую деятельность необходимо возвращать «живой язык». На это направлено соединение герменевтических процедур с «методом простых физических действий» (Станиславский). В результате обучаемые в доступной форме знакомятся с эффектами лингвистической «деконструкции» (Деррида), вскрывающей смысловые следы множественных языковых различий, отсылок и отсутствий. Которые порождают у обучаемых «диалоги неравнодушия» с преподавателем, между собой, а главное — со своим внутренним собеседником. Или даже с воображаемым автором по поводу глубинного содержания его научно-методической работы. Что становится гарантом неформального освоения изучаемой специальности.




Следует признать, что с установлением в отечественной педагогике диктата «мыследеятельностной методологии» всё интенсивнее стало увеличиваться число людей, искренне скучающих по живой речи, тоскующих из-за её всё более продолжительного в современной образовательной системе РФ отсутствия. Заметному на всех уровнях без исключения. От высшего до дошкольного (где образование, казалось бы, и не должно было быть по определению). Сложившаяся ситуация — закономерный результат «совокупности обязательных требований», изложенных в соответствующих ФГОСах, неукоснительных для учебных учреждений, имеющих государственную аккредитацию. 

КЛЯП как меткая характеристика мыследеятельностной педагогики Напомним, что во время существования Академии педагогических наук СССР на одном из очередных заседаний её президиума замечательный учёный-практик Евгений Евгеньевич Шулешко (1931–2006) в своём докладе [11, с. 230–237], который нами будет упоминаться неоднократно, саму специфику «образовательной позиции» знаменитого тогда ВНИК «Школа» (учреждённого в 1988 году при Госкомитете по народному образованию) метко обозначил «говорящей» аббревиатурой КЛЯП (кодифицированолитературный язык педагога). И надо отметить, что члены президиума (во главе с В. В. Давыдовым, «главным архитектором» развивающего обучения) хоть и нехотя, но были вынуждены признать справедливость прозвучавшей критики КЛЯПовых перегибов в умах отдельных вниковских исследователей, методистов и управленцев, то и дело «во весь голос» диктующих погоду существовавшему тогда Министерству просвещения.

Вот только проку от того заседания оказалось мало. Потому что «поезд уже тронулся» и его было не остановить. В 1992 году АПН оказалась ликвидированной. Её преемницей стала Российская академия образования, президентом-организатором которой был назначен почётный участник ВНИК доктор психологических наук А. В. Петровский, который вскоре и был избран её первым президентом (1992–1997). Так ВНИК «Школа» стал мощнейшим кадровым насосом, бесперебойно закачивающим в государственную систему образования мыследеятельностных адептов всех мастей и рангов.

Впрочем, не следует подходить упрощённо к пониманию постоянных в образовании тех лет трансформаций объявляемых реформ, модернизаций и реорганизаций (как правило, сопровождаемых повальными аккредитациями и аттестациями) в достаточно очевидную картину увядания отечественной образовательной системы (вспоминается знаменитое «хотели как лучше, а получилось как всегда»). И не стоит считать виновными в том только мыследеятельностных учёных с их последователями — рьяными чиновниками и недальновидными методистами. Педагогическая общественность тех лет сама вибрировала в той же самой тональности. И засилье в учебной деятельности КЛЯПов (особенно на занятиях с маленькими детьми) многими педагогами — и особенно продвинутыми родителями (!) — приветствовалось как прямое свидетельство перехода от допотопных дедовских форм обучения к современным методикам, научно обоснованным, быстро и эффективно развивающим детей с малолетства.

Вся страна не менее десятка лет искренно хохотала над словами популярнейшей «Песни первоклассника», замечательно исполняемой Аллой Пугачёвой:

Список литературы

1. Автономова Н. С. Философский язык Жака Деррида / Н. С. Автономова. — М., 2011. — 510 с.
2. Букатов В. М. Драмогерменевтика: основные положения, методические ориентиры и образовательная практика // Эстетика и герменевтика : сборник к 60-летию кафедры эстетики МГУ / отв. ред. Е. А. Кондратьев. — М., 2022. — С. 107–112.
3. Букатов В. М. О поучительном противостоянии НИИ дошкольного воспитания АПН СССР концепции подготовки детей к школе: по материалам доклада, в 1989 году представленного Е. Е. Шулешко в президиум АПН СССР для обсуждения на открытом заседании [Электронный рес
4. Букатов В. М. О таблице-бабочке социо-игрового стиля обучения и драмогерменевтической повседневности. Нескучные уроки: обстоятельное изложение социо-игровых технологий обучения школьников : пособие для учителей физики, математики, географии, биологии и хи
5. Букатов В. М. Парадоксы плодородия, или О «трех китах» социо-игровых технологий [Электронный ресурс] / В. М. Букатов. — Режим доступа: <a href="https://www.openlesson.ru/?p=691" target="_blank">https://www.openlesson.ru/?p=691</a> (дата обращения: 20.03.2023).
6. Букатов В. М. УРОКИ ЧТЕНИЯ профессионально-методической литературы: от «Принцессы на горошине» Андерсена к редакторским огрехам в учебно-методическом издании (читательский тренинг для бакалавров, магистрантов и студентов педагогических вузов и колледжей)
7. Возвращение к таланту: Педагогам о социо-игровом стиле работы / А. Ершова, В. Букатов. — Красноярск, 1999. — 223 с.
8. Григорович Л. А. Особенности временной перспективы и стрессоустойчивости современных студентов / Л. А. Григорович, Е. Б. Качалина, С. С. Григорович // Новое в психологопедагогических исследованиях. — 2020. — № 3. — С. 103–112.
9. Неспешный рассказ доктора пед. наук В. М. Букатова о премудростях проведения мастер-класса для студентов, учителей, социальных работников и психологов с попутными методическими комментариями, разъяснениями и рекомендациями [Электронный ресурс] / В. М. Бук
10. Режиссура урока, общения и поведения учителя / А. П. Ершова, В. М. Букатов. — 5-е изд., доп. — СПб.: Образовательные проекты, 2021. — 408 с.
11. Современная западная философия: энциклопедический словарь / Ин-т философии ; под ред. О. Хеффе, В. С.Малахова, В. П. Филатова. — М. : Культурная революция, 2009. — 392 с.
12. Шулешко Е. Е. Понимание грамотности. Книга первая: Условия успеха / под ред. А. Русакова. — СПб., 2011. — 288 с.

Остальные статьи