Культуроведческий подход к преподаванию русского языка при обучении и воспитании младших школьников
Аннотация
Статья посвящена проблеме взаимосвязи обучения и воспитания младших школьников. Описан один из возможных путей решения указанной проблемы — внедрение в процесс обучения русскому языку культуроведческого подхода. Выявлены и проанализированы основные принципы, методы, приемы и средства, реализующие названный подход. Описаны этапы педагогического эксперимента. Приведены примеры текстовых упражнений, направленных на формирование у школьников положительного и эмоционально окрашенного отношения к познанию культуры и традиций русского народа и расширение историко-культурных знаний.
Тип | Статья |
Издание | Новое в психолого-педагогических исследованиях № 01/2023 |
Страницы | 93-104 |
УДК | 372.881.161.1 |
DOI | 10.51944/20722516_2023_1_94 |
На современном этапе развития языкового образования одним из ведущих методологических подходов в обучении русскому языку (наряду с личностно ориентированным и деятельностным) является культуроведческий. Это, на наш взгляд, обусловлено тем, что именно названный подход позволяет наиболее успешно решить основную цель изучения предмета «Русский язык» в школе — формирование языковой личности (носителя культурных ценностей), воспитание «человека культуры».
Мысль о необходимости и важности изучения родного языка в контексте культуры народа обосновывается уже в трудах первых ученых-методистов. Так, Ф. И. Буслаев в книге «О преподавании отечественного языка» отмечает, что «родной язык есть неистощимая сокровищница всего духовного бытия человеческого» [1, с. 4]. К. Д. Ушинский указывает на то, что одной из основных целей в преподавании русского языка является введение обучающихся «в сознательное обладание сокровищами родного языка» [15, с. 87]. По мнению ученого, для достижения этой цели надо так организовать учебный процесс, чтобы ребенок понял, что «каждое слово языка, каждая его форма, каждое выражение есть результат мысли и чувства человека, через которые отразилась в слове природа страны и история народа» [15, с. 91]. «Только усвоив мысль и чувство, создавшие формы языка, — пишет К. Д. Ушинский, — дитя… получает ключ к сокровищнице народного духа» [15, с. 91].
Теоретическое обоснование культуроведческого подхода к преподаванию русского языка представлено в работах современных исследователей: Е. А. Быстровой [11], Н. В. Васильевой [2], Т. М. Воителевой [3], А. Д. Дейкиной [4], М. Р. Львова [6], С. И. Львовой [11], Н. Л. Мишатиной [8], Л. И. Новиковой [9], Т. Ф. Новиковой [10], Т. М. Пахновой [12; 13], Л. А. Ходяковой [16; 17] и др. Уточним, что под подходом как базовой категорией методики понимаем: 1) принципы обучения (стратегия); 2) методы, приемы и средства обучения (тактика). Рассмотрим данные понятия более подробно.
В ходе теоретического анализа установлено, что основополагающим принципом, на котором базируется культуроведческий подход, является принцип культуросообразности. Его автор, известный немецкий педагог XIX века Вильгельм Дистервег, считал, что, организуя процесс обучения, учитель должен понимать, что перед ним «личность, принадлежащая к известной нации, личность, одаренная национальными особенностями», и что обучать ее надо «в соответствии со своеобразием той нации, к которой принадлежит личность» [5]. Иными словами, принцип культуросообразности диктует необходимость строить учебно-воспитательный процесс с учетом существующих в данном обществе обычаев, привычек, традиций, то есть культуры той страны, где родился и живет ребенок.
В современной методике преподавания русского языка принцип культуросообразности Дистервега интерпретируется как принцип соизучения языка и культуры. Как отмечает Л. А. Ходякова, необходимость соблюдения данного принципа ставит перед учителем задачу тщательного отбора «дидактического материала, методов, приемов и средств обучения с учетом культуроносной функции родного (русского) языка, обеспечивающей целенаправленное влияние накопленных от поколения к поколению культурных ценностей на формирование духовного мира обучаемых, на воспитание их личного и национального достоинства средствами языка, через символы и традиции родного народа» [18, с. 61].