Вопросы формирования нравственного потенциала обучающихся образовательных организаций
Аннотация
В статье рассматривается проблема формирования нравственного потенциала обучающихся образовательных организаций. Сформулированы концептуально-теоретические положения о сущности и содержании нравственного потенциала обучающихся. Приведены социологические данные по проблеме исследования.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 04/2022 |
Страницы | 81-89 |
УДК | 37.034 |
DOI | 10.51944/20738536_2022_4_81 |
Нравственное состояние современного российского общества близко к кризису, что неизбежно сказывается на судьбах подрастающего поколения.
Всесторонний социально-педагогический анализ показывает, что духовные и нравственные ориентиры современных молодых людей размыты, подрастающее поколение часто обоснованно обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности, из года в год не снижается детская преступность.
Для более четкого понимания проблемы развития нравственного потенциала обучающихся приведем отдельные результаты исследования на данную тему, которое осуществлялось в 2020–2021 годах, в группах студентов государственных бюджетных образовательных учреждений среднего профессионального образования г. Нижнего Новгорода. Всего охвачено было четыре группы обучающихся и четыре группы педагогов [11, с. 54–70].
Изначально было проведено анкетирование среди педагогов колледжей. Итоги анкетирования, проведенного среди педагогов (включая руководителей и их заместителей) образовательной организации, показали, что педагогов беспокоят следующие негативные проявления: безответственность обучающихся образовательной организации по отношению к своей жизни, будущему — 45 %; при этом 30 % педагогов отмечают неуважительное отношение обучающихся к нормам, обычаям колледжа, морали и правилам образовательной организации; 15 % опрошенных считают, что обучающиеся образовательной организации имеют потребительское отношение к жизни, 10 % указывают на снижение нравственных качеств среди обучающихся.
На вопрос анкеты «Что необходимо изменить в колледже, чтобы развить нравственный потенциал обучающегося?» были отмечены ответы: важность содержания воспитательной работы среди обучающихся, необходимость изменения отношения педагогов к обучающимся, ориентиры на моральную и эмоциональную поддержку обучающихся. Более 60 % респондентов считают, что обсуждение ярких положительных примеров из литературных произведений и других видов искусства также способствует развитию нравственного потенциала.