Дата публикации: 01.10.2022

Вопросы формирования нравственного потенциала обучающихся образовательных организаций

Аннотация

В статье рассматривается проблема формирования нравственного потенциала обучающихся образовательных организаций. Сформулированы концептуально-теоретические положения о сущности и содержании нравственного потенциала обучающихся. Приведены социологические данные по проблеме исследования.




Нравственное состояние современного российского общества близко к кризису, что неизбежно сказывается на судьбах подрастающего поколения.

Всесторонний социально-педагогический анализ показывает, что духовные и нравственные ориентиры современных молодых людей размыты, подрастающее поколение часто обоснованно обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности, из года в год не снижается детская преступность.

Для более четкого понимания проблемы развития нравственного потенциала обучающихся приведем отдельные результаты исследования на данную тему, которое осуществлялось в 2020–2021 годах, в группах студентов государственных бюджетных образовательных учреждений среднего профессионального образования г. Нижнего Новгорода. Всего охвачено было четыре группы обучающихся и четыре группы педагогов [11, с. 54–70].

Изначально было проведено анкетирование среди педагогов колледжей. Итоги анкетирования, проведенного среди педагогов (включая руководителей и их заместителей) образовательной организации, показали, что педагогов беспокоят следующие негативные проявления: безответственность обучающихся образовательной организации по отношению к своей жизни, будущему — 45 %; при этом 30 % педагогов отмечают неуважительное отношение обучающихся к нормам, обычаям колледжа, морали и правилам образовательной организации; 15 % опрошенных считают, что обучающиеся образовательной организации имеют потребительское отношение к жизни, 10 % указывают на снижение нравственных качеств среди обучающихся.

На вопрос анкеты «Что необходимо изменить в колледже, чтобы развить нравственный потенциал обучающегося?» были отмечены ответы: важность содержания воспитательной работы среди обучающихся, необходимость изменения отношения педагогов к обучающимся, ориентиры на моральную и эмоциональную поддержку обучающихся. Более 60 % респондентов считают, что обсуждение ярких положительных примеров из литературных произведений и других видов искусства также способствует развитию нравственного потенциала.

Список литературы

1. 1. Алёхин И. А. О воспитании военнослужащих и всей молодежи на историческом наследии в условиях современной гибридной войны / И. А. Алёхин, В. Н. Осташкин, Д. В. Шутько // Мир образования — образование в мире. — 2022. — № 2 (86). — С. 90– 100. — DOI: 10.5
2. 2. Алёхин И. А. Развитие волонтерского движения студенческой молодежи как основа формирования их гражданской позиции / И. А. Алёхин, Т. Н. Герасимова, Е. В. Гусакова // Мир образования — образование в мире. — 2020. — № 4 (80). — С. 17–26.
3. 3. Алёхин И. А. Влияние православного воспитания на развитие и укрепление духовного и физического здоровья военнослужащих русской армии в синодальный период русской православной церкви (XVIII — начало XX века) / И. А. Алёхин, В. В. Иванов // Мир образован
4. 4. Антонова Л. Н. Общественные организации и управляющие советы школ в образовании Подмосковья / Л. Н. Антонова // Вестник Московского государственного областного университета. — 2018. — № 4. — С. 1–9.
5. 5. Гущина Г. А. Формирование профессиональной культуры студента в условиях вуза : монография / Г. А. Гущина, В. П. Масягин. — М. : Изд-во СГУ, 2018. — С. 195–207.
6. 6. Дильдибекова Г. А. Развитие духовно-нравственного потенциала обучающихся как приоритетная задача современного образования / Г. А. Дильдибекова, Г. К. Бекмаганбетова, Л. В. Климбей // Научное обозрение. Педагогические науки. — 2017. — № 1. — С. 88–92. [
7. 7. Калюжный А. А. Психология и педагогика : учеб. пособие / А. А. Калюжный. — М. : Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 322 c.
8. 8. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://mosmetod.ru/metodicheskoeprostranstvo/nachalnaya" target="_blank">https://mosmetod.ru/metodicheskoeprostranstvo/nachalnaya</a> (дата обращения: 28.11.2022).
9. 9. Лопуха Т. Л. Механизмы развития системы профессионального воспитания будущих офицеров в военных вузах / Т. Л. Лопуха, И. А. Алёхин // Мир науки, культуры, образования. — 2019. — № 4 (77). — С. 134–137.
10. 10. Мещерякова С. А. Использование поведенческих теорий лидерства при разработке эффективного стиля руководства и их оценка / С. А. Мещерякова // Вестник Самарского государственного экономического университета. — 2015. — № 1. — С. 101–105.
11. 11. Пирогова Н. Б. Роль руководителя образовательной организации в развитии нравственного потенциала обучающихся / Н. Б. Пирогова. — М. : Изд-во АОЭ, 2022. — С. 54–70.
12. 12. Савченко В. И. Авторизованная «Программа нравственно-патриотического и духовного воспитания» / В. И. Савченко. — М. : Детство-Пресс, 2013. — 574 c.

Остальные статьи