Дата публикации: 01.07.2024

Связь черт личности со спецификой учебных мотивов в подростковом возрасте

Аннотация

Изучение связи между личностными качествами и учебной мотивацией важно для повышения эффективности обучения и преподавания. Цель данного исследования — выявить связь между чертами личности «большой пятерки» и спецификой учебной мотивации у подростков. В исследовании приняли участие ученики российских школ, обучающиеся в 6–7-х классах (n = 62). Использовались следующие диагностические методики: «большая пятерка — детский вариант» и «Опросник академической саморегуляции». Результаты корреляционного и кластерного анализов показали значимые связи между всеми чертами личности и типами учебной мотивации. Наибольшее количество наиболее значимых связей с мотивацией обнаружено у черт «Добросовестность» и «Открытость опыту». «Нейротизм» оказался наименее связан с мотивацией.




Введение

Современные школьники живут в эпоху стремительно меняющегося мира и информационного перенасыщения. Возможно, именно с растущим числом отвлекающих факторов (социальные сети, видеоигры, развлекательные платформы и приложения) отчасти связано общее снижение учебной мотивации [1].

В этом контексте в школах особенно остро стоит проблема разработки эффективных методов и стратегий повышения мотивации, которые могли бы помочь учащимся сосредоточиться на учебных задачах и, как следствие, достигать более высоких образовательных результатов.

Одним из направлений решения этой проблемы может стать адаптация учителями методов и подходов обучения к нуждам разных учеников в соответствии с их личностными особенностями. Для этого необходимо достичь понимания соотношения личности и мотивации, что требует проведения направленных на это психологических исследований. Помимо описанной практической значимости подобных работ, велик также и их теоретический вклад в разработку проблемы личности в целом.

Черты личности

Список литературы

1. 20. Ferguson C. J. A meta-analysis of normal and disordered personality across the life span / C. J. Ferguson // Journal of Personality and Social Psychology. — 2010. — Vol. 98. — P. 659–667. — DOI: 10.1037/a0018770
2. 21. Filipino personality structure and the Big Five model: A lexical approach / A. T. Church, J. A. S. Reyes, M. S. Katigbak, S. D. Grimm // Journal of Personality. — 1997. — Vol. 65. — P. 477–528. — DOI: 10.1111/j.1467-6494.1997.tb00325.x
3. 22. Goldberg L. R. Language and individual differences: The search for universals in personality lexicons / L. R. Goldberg ; ed. L. Wheeler // Review of Personality and Social Psychology. — Beverly Hills, CA : Sage, 1981. — Vol. 2. — P. 141–165.
4. 23. Gordeeva T. O. The Construct Validity of the Russian Version of the Modified Academic Self-Regulation Questionnaire (SRQ-A) among Elementary and Middle School Children / T. O. Gordeeva, O. A. Sychev, M. F. Lynch // Psychology in Russia: State of the A
5. 24. Is the genetic structure of human personality universal? A cross-cultural twin study from North America, Europe, and Asia / S. Yamagata, A. Suzuki, J. Ando [et al.] // Journal of Personality and Social Psychology. — 2006. — Vol. 90. — P. 987–998. — DO
6. 25. Judge T. A. The big five personality traits, general mental ability, and career success across the life span / T. A. Judge, C. A. Higgins, C. J. Thoresen // Personnel psychology. — 1999. — Vol. 52, No 3. — P. 621–652.
7. 26. Komarraju M. Role of the Big Five personality traits in predicting college students’ academic motivation and achievement / M. Komarraju, S. J. Karau, R. R. Schmeck // Learning and individual differences. — 2009. — Vol. 19, No 1. — P. 47–52.
8. 27. Laidra K. Personality and intelligence as predictors of academic achievement: A crosssectional study from elementary to secondary school / K. Laidra, H. Pullmann, J. Allik // Personality and individual differences. — 2007. — Vol. 42, No 3. — P. 441–45
9. 28. Large Stakes and Big Mistakes / D. Ariely, U. Gneezy, G. Loewenstein, N. Mazar // Review of Economic Studies. — Oxford University Press, 2009. — Vol. 76, No. 2. — P. 451–469.
10. 29. Lepper M. R. Turning play into work: Effects of adults surveillance and extrinsic rewards on children’s intrinsic motivation / M. R. Lepper, D. Green // Journal of Personality and Social Psychology. — 1975. — Vol. 31. — P. 479–486.
11. 30. Loehlin J. C. Genes and environment in personality development : Vol. 14 / J. C. Loehlin. — Thousand Oaks, CA : Sage Publications, 1992. — P. 145.
12. 31. Lucas R. E. Personality development across the life span: longitudinal analyses with a national sample from Germany / R. E. Lucas, M. B. Donnellan // Journal of personality and social psychology. — 2011. — Vol. 101, No 4. — P. 847. — DOI: 10.1037/a002
13. 32. McCrae R. R. Personality in adulthood: A five-factor theory perspective / R. R. McCrae, Jr. P. T. Costa. — 2nd ed. — New York, NY : Guilford Press, 2003. — P. 268.
14. 33. McCrae R. R. Toward a new generation of personality theories: Theoretical contexts for the five-factor model / R. R. McCrae, Jr. P. T. Costa ; J. S. Wiggins (Ed.) // The fivefactor model of personality: Theoretical perspectives. — New York, NY : Guilf
15. 34. Piedmont R. L. Cracking the plaster cast: Big five personality change during intensive outpatient counseling / R. L. Piedmont // Journal of Research in Personality. — 2001. — Vol. 35. — P. 500–520. — DOI: 10.1006/jrpe.2001.2326
16. 35. Roberts B. W. Personality development in the context of the neosocioanalytic model of personality / B. W. Roberts, D. Wood ; D. Mroczek, T. Little (Eds.) // Handbook of personality development. — Mahwah, NJ : Erlbaum, 2006. — P. 11–39.
17. 36. Roberts B. W. The rank-order consistency of personality traits from childhood to old age: A quantitative review of longitudinal studies / B. W. Roberts, W. F. DelVecchio // Psychological Bulletin. — 2000. — Vol. 126. — P. 3–25. — DOI: 10.1037/0033-290
18. 37. Separate personality traits from states to predict depression / L. A. Clark, J. Vittengl, D. Kraft, R. J. Jarrett // Journal of Personality Disorders. — 2003. — Vol. 17. — P. 152–172. — DOI:10.1521/pedi.17.2.152.23990
19. 38. The factor structure of Greek personality adjectives / G. Saucier, S. Georgiades, I. Tsaousis, L. R. Goldberg // Journal of Personality and Social Psychology. — 2005. — Vol. 88. — P. 856–875. — DOI: 10.1037/0022-3514.88.5.856
20. 39. Tupes E. C. Recurrent personality factors based on trait ratings / E. C. Tupes, R. E. Christal // Journal of Personality. — 1961/1992. — Vol. 60. — P. 225–251. — DOI: 10.1111/j.1467-6494.1992.tb00973.x
21. 40. Vedel A. The Big Five and tertiary academic performance: A systematic review and meta-analysis/ A.Vedel// Personality and Individual Differences. — 2014. — Vol.71. — P.66–76.
22. 41. Zhao H. The Big Five personality dimensions and entrepreneurial status: A metaanalytical review / H. Zhao, S. E. Seibert // Journal of Applied Psychology. — 2006. — Vol. 91, No. 2. — P. 259–271. — DOI: 10.1037/0021-9010.91.2.259
23. 42. Zuckerman M. Personality science: Three approaches and their applications to the causes and treatment of depression / M. Zuckerman. — Washington, DC : American Psychological Association, 2011. — P. 262.
24. 1. Гордеева Т. О. Динамика учебной мотивации и ориентации на оценки у российских подростков в период с 1999 по 2020 г. / Т. О. Гордеева, О. А. Сычев, А. В. Сухановская // Культурно-историческая психология. — 2022. — Т. 18, № 3. — С. 104–112. — DOI: 10.177
25. Gordeeva T. O. Dinamika uchebnoi motivatsii i orientatsii na otsenki u rossiiskikh podrostkov v period s 1999 po 2020 g. / T. O. Gordeeva, O. A. Sychev, A. V. Sukhanovskaya // Kul’turno-istoricheskaya psikhologiya. — 2022. — T. 18, № 3. — S. 104–112. — DO
26. 2. Малых С. Б. Адаптация русскоязычной версии опросника «Большая пятерка — детский вариант» / С. Б. Малых, Т. Н. Тихомирова, Г. М. Васин // Теоретическая и экспериментальная психология. — 2015. — Т. 8, № 4. — С. 6–12.
27. Malykh S. B. Adaptatsiya russkoyazychnoi versii oprosnika «Bol’shaya pyaterka — detskii variant» / S. B. Malykh, T. N. Tikhomirova, G. M. Vasin // Teoreticheskaya i eksperimental’naya psikhologiya. — 2015. — T. 8, № 4. — S. 6–12.
28. 3. Мишкевич А. М. Черты личности как предиктор учебной успеваемости старшеклассников / А. М. Мишкевич // Актуальные проблемы психологического знания. — 2015. — № 3. — С. 69–79.
29. Mishkevich A. M. Cherty lichnosti kak prediktor uchebnoi uspevaemosti starsheklassnikov / A. M. Mishkevich // Aktual’nye problemy psikhologicheskogo znaniya. — 2015. — № 3. — S. 69–79.
30. 4. Allport G. W. Trait-names: A psycho-lexical study / G. W. Allport, H. S. Odbert // Psychological Monographs. — 1936. — Vol. 47. — 171 P. — DOI: 10.1037/h0093360
31. 5. Amabile T. M. Effects of externally imposed deadlines on subsequent intrinsic motivation / T. M. Amabile, W. De Jong, M. R. Lepper // Journal of Personality and Social Psychology. — 1976. — Vol. 34. — P. 92–98.
32. 6. Angleitner A. Towards a taxonomy of personality descriptors in German: A psycho-lexical study / A. Angleitner, F. Ostendorf, O. P. John // European Journal of Personality. — 1990. — Vol. 4. — P. 89–118. — DOI: 10.1002/per.2410040204
33. 7. Assessing and interpreting personality change and continuity in patients treated for major depression / F. De Fruyt, K. Van Leeuwen, R. M. Bagby [et al.] // Psychological Assessment. — 2006. — Vol. 18. — P. 71–80. — DOI: 10.1037/1040-3590.18.1.71
34. 8. Association of an educational program in mindful communication with burnout, empathy, and attitudes among primary care physicians / M. S. Krasner, R. M. Epstein, H. Beckman [et al.] // JAMA. — 2009. — Vol. 302. — P. 1284–1293. — DOI: 10.1001/jama.2009.
35. 9. Broad and Narrow Personality Traits Predicting Academic Achievement Over Compulsory Schooling: A Cross-Sectional Study in Two Countries / M. Zupančič, T. Kavčič, H. R. Slobodskaya, O. A. Akhmetova // Journal of Early Adolescence. — 2016. — Vol. 36, No.
36. 10. Can an old dog learn (and want to experience) new tricks? Cognitive training increases openness to experience in older adults / J. J. Jackson, P. L. Hill, B. R. Payne [et al.] // Psychology and Aging. — 2012. — Vol. 27. — P. 286–292. — DOI: 10.1037/a0
37. 11. Costa P. T. Neo personality inventory-revised (NEO PI-R) / P. T. Costa, R. R. McCrae. — Odessa, FL : Psychological Assessment Resources, 1992.
38. 12. Deci E. L. Facilitating optimal motivation and psychological well-being across life’s domains / E. L. Deci, R. M. Ryan // Canadian Psychology. — 2008. — Vol. 49. — P. 14–23.
39. 13. Deci E.L. Intrinsic and Extrinsic Motivations: Classic Definitions and New Directions/ E.L. Deci, R.M.Ryan // Contemporary Educational Psychology. — 2000. — Vol. 25. — P. 54–67.
40. 14. Deci E. L. Intrinsic motivation : Monograph / E. L. Deci. — New York : Plenum Press, 1975. — 345 p.
41. 15. Deci E. L. Intrinsic motivation and self-determination in human behavior / E. L. Deci, R. M. Ryan. — New York : Plenum Press, 1985. — 396 p.
42. 16. Deci E. L. Self-Determination Theory and the Facilitation of Intrinsic Motivation, Social Development, and Well-Being / E. L. Deci, R. M. Ryan // American Psychologist. — 2000. — Vol. 55, No. 1. — P. 68–78.
43. 17. Denissen J. J. A. Motivational individual reaction norms underlying the Five-Factor model of personality: First steps towards a theory-based conceptual framework / J. J. A. Denissen, L. Penke // Journal of research in personality. — 2008. — Vol. 42, N
44. 18. Digman J. M. Five robust trait dimensions: development, stability, and utility / J. M. Digman // Journal of Personality. — 1989. — Vol. 57, No. 2. — P. 195–214. — DOI: 10.1111/j.1467-6494.1989.tb00480.x
45. 19. Dumfart B. Conscientiousness Is the Most Powerful Noncognitive Predictor of School Achievement in Adolescents / B. Dumfart, A. C. Neubauer // Journal of Individual Differences. — 2016. — Vol. 37, No. 1. — P. 8–15.

Остальные статьи