Влияние пальчиковой нейрогимнастики на когнитивное функционирование
Аннотация
Исследование посвящено влиянию метода пальчиковой нейрогимнастики на когнитивное функционирование. Особенностью данной работы является изучение влияния нейрогимнастики на показатели внимания и памяти у здоровых молодых людей. В ходе работы были получены результаты о краткосрочном и долговременном влиянии выполнения комплекса пальчиковой нейрогимнастики на состояние когнитивных функций внимания и памяти у 40 студентов Университета «Дубна» возрастом от 18 до 25 лет. Для исследования внимания и памяти были применены методики: «Красно-черная таблица» Горбова — Шульте, «Корректурная проба» Бурдона, N-back Кирхнера, методика Джекобса для определения объема кратковременной памяти. В результате эксперимента было выявлено, что пальчиковая нейрогимнастика имеет положительный краткосрочный и долговременный эффект на показатели внимания и памяти от двухнедельного применения комплекса упражнений.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Актуальные проблемы психологического знания № 03/2024 |
Страницы | 77-96 |
УДК | 159.9.072 |
DOI | 10.51944/20738544_2024_3_77 |
Введение в проблему
В наше время все большую популярность приобретают различные техники и упражнения, направленные на тренировку мозговых и когнитивных функций. Сфера их практического применения достаточно широка, это можно отнести к коррекции когнитивного и моторного развития в детском возрасте, поддержанию оптимального уровня когнитивного функционирования у пожилых людей, восстановительному обучению при различных мозговых дисфункциях. Разработано множество разнообразных способов развития когнитивных функций для детей и взрослых, среди них тренировка при помощи стимульного материала, решение интеллектуальных задач, общая физическая активность и занятие определенными видами спорта. Были также предложены особые комплексы упражнений, направленные на развитие мелкой моторики и улучшение межполушарного взаимодействия.
В данном исследовании особый интерес для нас представляет нейрогимнастика, или программа гимнастики для мозга (Brain gym program), разработанная супругами П. и Г. Деннисон [4]. Нейрогимнастика построена на принципах образовательной кинезиологии, которая подчеркивает связь движений с когнитивными способностями и представляет систему специальных упражнений, которые направлены на активизацию и стимуляцию мозговых функций через различные виды движений, способствующих развитию зрительно-моторной координации, чувства равновесия, ориентации в пространстве, сенсомоторных способностей, двигательной осознанности и общей мышечной активации. Данный комплекс упражнений, по заявлению авторов, способствует развитию практически всех когнитивных функций (внимание, память, мышление, восприятие, речь) у людей в любом возрасте. Несмотря на высокую популярность и довольно широкое практическое применение, на данный момент нейрогимнастика не имеет строгого научного обоснования, поскольку не выяснены лежащие в ее основе нейрофизиологические механизмы, а ее эффективность пока не подтверждена в достаточном количестве строгих эмпирических исследований.
Пальчиковая нейрогимнастика является составной частью и дополнением к основному нейрогимнастическому комплексу и была разработана на основе детской пальчиковой гимнастики. Пальчиковая нейрогимнастика состоит из разнообразных упражнений на мелкую моторику пальцев, построенных по принципу выполнения тонких движений, синхронной и реципрокной работы обеих рук с выполнением разных задач при участии перекрестных движений и зрительно-моторной координации. Пальчиковая гимнастика активно применяется специалистами в детском возрасте как для общего когнитивного развития у здоровых детей, так и для его коррекции при различных отклонениях (СДВГ, РАС и др.) [1; 2; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 15; 18]. Также имеются данные отечественных и зарубежных исследований об эффективном применении нейрогимнастических упражнений в качестве метода нейропсихологической коррекции и реабилитации для взрослых и пожилых людей [9].
Предполагается, что нейрофизиологические основы влияния нейрогимнастики на когнитивные функции связаны с нейропластичностью мозга, образованием новых связей в нейронных клеточных ансамблях, координацией больших полушарий головного мозга, межполушарным взаимодействием, мозжечковой стимуляцией, активизацией сразу нескольких различных областей мозга, увеличением количества вырабатываемых нейрогормонов и общей активизацией коры полушарий за счет притока крови и кислорода [4].