Понятие рефлексии: история, варианты, обновление понимания
Аннотация
В статье представлен генезис понятия рефлексии. Различаются предпосылки становления этого понятия в работах Аристотеля и Николая Кузанского и собственно этапы развития этого понятия в философии Нового времени. Характеризуются понятия рефлексии 1.0 в работах Локка, 2.0 в работах мыслителей немецкой классической философии (Канта и Гегеля), 3.0 в исследованиях Г. П. Щедровицкого. Разводятся два понимания рефлексии: понимаемой как механизм развития индивида, принадлежащий его личности, и как процесса, выводящего к другой целостности. Вводится представление о нравственной рефлексии.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Актуальные проблемы психологического знания № 03/2024 |
Страницы | 19-43 |
УДК | 122 |
DOI | 10.51944/20738544_2024_3_19 |
Задачами данного исследования являются: теоретическое, психологопедагогическое осмысление понятия рефлексии, различение разных видов рефлексии, обозначенных автором как 1.0, 2.0, 3.0, выявление инвариантных и специфических для отдельных типов характеристик рефлексии.
Зачинатели дискурсивности в современной психологии и педагогике всегда обращали внимание на рефлексию, понимая ее как механизм развития личности, происходящего под влиянием образования. «Теоретически роль рефлексии в психическом развитии, — пишут Игорь Семенов и Сергей Степанов, в статье «Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвитии личности», — учитывается Л. С. Выготским, считающим, что “новые типы связей и соотношений функций предполагают в качестве своей основы рефлексию, отражение собственных процессов в сознании”, и С. Л. Рубинштейном, подчеркивающим, что “возникновение сознания связано с выделением из жизни и непосредственного переживания рефлексии на окружающий мир и на самого себя”» [2, с. 141; 17, с. 260; 18, с. 35].
Но теоретически понятие рефлексии в педагогике проработано было слабо, что привело в настоящее время к его размыванию, оно стало употребляться по-разному и, главное, свелось к простому осознанию собственной или чужой деятельности. Всего один пример, характеристика рефлексии М. В. Захарченко: «Итак, когда мы говорим о рефлексии в педагогике, нас интересует: а) рефлексия как всеобщая человеческая деятельность, б) особенный характер предмета этой деятельности как выражение специфического педагогического среза человеческого бытия: именно так я предлагаю взглянуть на наш мир педагогического — как на срез культуры, в одном ряду с политическим, экономическим, художественным и др., в) ряд образов этой предметной деятельности: только исходя из наличия такого ряда — и из его опознанности в качестве такового — можно потом говорить о том, что интересует каждого практического педагога: о типах педагогической рефлексии, приемах рефлексивной деятельности педагога, технологиях — или, сужая задачу — правилах построения рефлексивного поля в педагогическом процессе. Итак, помоему, уже понятно: рефлексия в педагогике — это источник теоретического педагогического знания» [5].
Цель данной работы — возобновить более строгое понимание рефлексии, для чего мы сделаем экскурс в историю этого понятия и предложим несколько различений. По жанру это будет, с одной стороны, реконструкция представлений мыслителей, вводивших рефлексию, с другой — методологический дискурс. О рефлексии писали очень многие, но в рамках дискурса речь пойдет только о тех, кто, на наш взгляд, задал мейнстрим в этой области мышления.
Изобретение Аристотелем схемы рефлексии. В «Метафизике» мы встречаем дискурс, который ретроспективно можно назвать первой «схемой рефлексии». «Ведь существо мысли и предмет мысли, — пишет Аристотель, — не одно и то же. Дело, однако, в том, что в некоторых случаях... предмет мысли и разума не являются отличными друг от друга... мы будем иметь здесь тождество и мысль будет составлять одно с предметом мысли». «При этом разум, в силу причастности к предмету мысли, мыслит самого себя: он становится мыслимым, соприкасаясь и мысля, так что одно и то же есть разум и то, что мыслится им». «Так вот от такого начала зависит мир небес и природа... Мы утверждаем, что Бог есть живое существо, вечное, наилучшее... Разум мыслит самого себя, раз мы в нем имеем наилучшее, и мысль его есть мышление о мышлении» [1, с. 211, 215].