Взаимосвязь детско-родительских отношений и отношения ребенка к себе (на примере подросткового возраста
Аннотация
В публикации отражены итоги реализации экспериментальной программы, целью которой явилось изучение взаимосвязи между отношениями в системе «родитель — подросток» и характером самоотношения подростков. Опираясь на метод теоретического осмысления имеющейся информации в области интересующей проблематики и понимая под самоотношением емкое комплексное образование, основывающееся на интеграции частных представлений о себе, выделив в качестве особенностей отношения подростков к себе наличие у них потребности в познании и осознании себя, своей индивидуальности и предположив, что отношение подростка к себе непосредственно зависит от характера, направленности и содержания общения с ним его родителей, была спроектирована и реализована программа экспериментального исследования, объективно доказавшая правомерность сформулированной нами гипотезы.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир психологии № 03/2024 |
Страницы | 235-248 |
УДК | 159.922 |
DOI | 10.51944/20738528_2024_3_235 |
Личность — уникальный и неповторимый феномен, характеризующий в первую очередь «духовное начало» человека. Не случайно проблема личности традиционно выступает как одна из важнейших проблем, привлекающих внимание представителей практически всех наук из области человекознания.
Особый интерес к проблемам личности проявляют как зарубежные, так и отечественные психологи, активно погружаясь в изучение не только средств и способов ее полноценного развития, но и факторов, этот процесс обусловливающих (А. Адлер, У. Джеймс, Дж. Келли, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, З. Фрейд, Э. Фромм, Э. Эриксон, К. Юнг; Б. Г. Ананьев, М. Я. Басов, В. А. Беликов, Н. М. Бережной, А. А. Бодалев, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, М. С. Каган, А. Г. Ковалев, А. Ф. Лазурский, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, Д. И. Фельдштейн и др.).
И такой пристальный интерес к проблемам личности не является случайным. Как отмечает А. А. Мурашов, представляя собой «систему социально значимых черт, характеризующих индивида» [10, с. 44], личность — это «продукт общественного развития и включения индивидов в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения» [там же]. «Индивид становится личностью в процессе освоения социальных функций и развития самосознания, то есть осознания своей неповторимости как субъекта деятельности и индивидуальности, но именно в качестве члена общества. Формирование личности осуществляется в процессах социализации индивидов и направленного воспитания: освоения ими социальных норм и функций (социальных ролей) посредством овладения многообразными видами и формами деятельности» [там же]. В качестве же такого важнейшего вида человеческой деятельности, вне которой процесс полноценного личностного развития осуществиться не может, ученые (Б. Г. Ананьев, Г.М. Андреева, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, М. С. Каган, А. Н.Леонтьев, М. И. Лисина, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, П. М. Якобсон и др.) называют общение.
Вместе с тем современная социальная ситуация развития личности, значительные трансформации всех сфер жизни и деятельности человека, глобальная технократизация и виртуализация многих аспектов жизни, с одной стороны, культурно-этнические особенности современного социума — с другой, объективно приводят к тому, что реальное общение нивелируется и сводится к минимуму (результаты исследований Ю. В. Батеновой, Ю. С. Бузуевой, И. А. Бучиловой, О. В. Горбатовой, Н. С. Денисенковой, Ю. Н. Емельянова, С. С. Журавлевой, Е. Е. Карнауховой, А. А. Лесиканич, Е. Г. Логиновой, Т. В. Луценко, О. Н. Михайлиной, А. Г. Самохваловой, И. В. Хохлачевой, А. В. Хуторского и др.), объективным следствием чего является не только низкий уровень культуры общения, но и многочисленные проблемы, связанные с асоциальным поведением современных подростков, их необоснованная обидчивость и демонстративность поведения, а также повышенная агрессивность, адресованная как вовне, так и на самих себя, и, как следствие, низкий уровень самооценки и устойчивое негативное отношение к себе (G. S. Hall, R. Keizer, P. Rattay; А. А. Вихман, Е. Н. Волкова, Л. В. Скитневская) [7; 20; 21; 22].
Не случайно одним из частных вопросов, к изучению которого весьма активно обращаются современные ученые, с нашей точки зрения, является создание оптимальных условий для развития уже с самых первых лет жизни ребенка его позитивно-ценностного отношения к себе (Л. С. Выготский, М. В. Ермолаева, В. П. Зинченко, О. А. Карабанова, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.). Особый интерес при этом исследователи обращают на те факторы и условия, которые обусловливают процесс формирования отношения к себе на этапе подросткового возраста (К. Бюлер, К. Долджин, Л. Колберг У. Крейн, Ж. Пиаже, З. Фрейд, Э. Эриксон; Н. Н. Авдеева, Е. А. Грищук, В. Г. Казанская, Т. Ю. Некрасова, М. А. Новикова, А. А. Реан, Д. Б. Эльконин и др.). И этот интерес не является случайным. Как доказано многочисленными исследованиями, период пубертата (полового созревания) не только является «периодом качественного преобразования работы всех психических процессов, интенсивного развития личности, актуализации потребности в понимании себя, своих особенностей и возможностей, сходств и различий с другими людьми, в принятии своей неповторимости и уникальности, характеризуется данный возраст и значительными изменениями аффективной сферы и, как следствие, особой чувствительностью, что объективно не может не отразиться и на процессе самосознания подростка и формировании его отношения к себе» [16, с. 9].