Вовлеченность и вовлечение как ресурсный комплекс личностно-профессионального развития педагогов и учащихся
Аннотация
Статья посвящена анализу личностно-профессионального развития педагогов, их вовлеченности в педагогическую деятельность и способности вовлекать учеников, которые становятся более успешными в учебной деятельности, а вовлеченные педагоги — более демократичными и эффективными. Изучено психологическое содержание ресурсного комплекса «вовлеченность — вовлечение», и раскрыты психологические средства его развития и актуализации. Выявлены психологические условия и факторы, способствующие и препятствующие актуализации комплекса «вовлеченность — вовлечение» как ресурса личностного и профессионального развития педагогов и учащихся. Предложено новое технологическое решение — технология актуализации ресурсного комплекса, доказавшая свою эффективность в эксперименте и рекомендованная к внедрению в образовательный процесс школы, колледжа, вуза.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир психологии № 03/2024 |
Страницы | 118-129 |
УДК | 37.015.31 |
DOI | 10.51944/20738528_2024_3_118 |
Инновации современного образования транслируют необходимость понимания того, что учебный процесс — это не пассивное усвоение знаний, а активное изыскание, где уровень вовлеченности — индикатор степени активности и учителя, и ученика, их энтузиазма, любопытства и потребности в получении новых знаний. Вовлеченные учитель и ученик являются активными участниками образовательного пространства.
Вовлеченность — это многомерная конструкция, включающая несколько взаимосвязанных аспектов. В научных исследованиях авторы применяют различные трактовки, так как в отношении и понимании данного феномена до сих пор отсутствует единство со стороны не только практиков, но и исследователей.
Дефиницию «вовлеченность» отождествляют с именем Вильяма Кана [10], определившего ее как активный потенциал и способность человека максимально активно включать или исключать свое личное «Я» при выполнении «трудовых ролей» с учетом когнитивного (убеждения), эмоционального (характер и сила эмоциональной связи) и поведенческого аспекта (энергия, вкладываемая человеком в выполнение своих ролей). Автор определил три психологических условия, связанные с вовлеченностью или отстраненностью от работы, к которым отнес: осмысленность, безопасность, доступность.
Существуют и иные подходы, трактующие данный термин с другого ракурса. Вовлеченность понимается как: индивидуальная погруженность в позитивное состояние через «негативное состояние» на уровне «вовлеченности — невовлеченности» личности в деятельность (Дж. Хартер, Т. Хейс, Ф. Шмидт) [9]; «вовлеченность — выгорание» как антитезы (К. Маслач, В. Шауфели, M. Лейтер) [11]; когнитивный, эмоциональный и поведенческий конструкт (A. Сакс) [12]; эмоционально-позитивное состояние (активность, подъем настроения, энергичность), связанное с деятельностью субъекта (B. Шауфели, A. Баккер) [13]; конструкт саморегуляции (К. Стефанссон, С. Гестсдоттир, Ф. Биргисдоттир, Р. М. Лернер) [14].
Cтруктуру модели вовлеченности М. Ванг [15] описывает через внешний компонент мотивации, в которую входят внешние индикаторы — поведенческий (активность), академический (время) и непосредственно наблюдаемые компоненты — когнитивный (саморегуляция, ценности и цели) и психологический (чувство принадлежности и идентификации).