Дата публикации: 01.07.2024

Вовлеченность и вовлечение как ресурсный комплекс личностно-профессионального развития педагогов и учащихся

Аннотация

Статья посвящена анализу личностно-профессионального развития педагогов, их вовлеченности в педагогическую деятельность и способности вовлекать учеников, которые становятся более успешными в учебной деятельности, а вовлеченные педагоги — более демократичными и эффективными. Изучено психологическое содержание ресурсного комплекса «вовлеченность — вовлечение», и раскрыты психологические средства его развития и актуализации. Выявлены психологические условия и факторы, способствующие и препятствующие актуализации комплекса «вовлеченность — вовлечение» как ресурса личностного и профессионального развития педагогов и учащихся. Предложено новое технологическое решение — технология актуализации ресурсного комплекса, доказавшая свою эффективность в эксперименте и рекомендованная к внедрению в образовательный процесс школы, колледжа, вуза.




Инновации современного образования транслируют необходимость понимания того, что учебный процесс — это не пассивное усвоение знаний, а активное изыскание, где уровень вовлеченности — индикатор степени активности и учителя, и ученика, их энтузиазма, любопытства и потребности в получении новых знаний. Вовлеченные учитель и ученик являются активными участниками образовательного пространства.

Вовлеченность — это многомерная конструкция, включающая несколько взаимосвязанных аспектов. В научных исследованиях авторы применяют различные трактовки, так как в отношении и понимании данного феномена до сих пор отсутствует единство со стороны не только практиков, но и исследователей.

Дефиницию «вовлеченность» отождествляют с именем Вильяма Кана [10], определившего ее как активный потенциал и способность человека максимально активно включать или исключать свое личное «Я» при выполнении «трудовых ролей» с учетом когнитивного (убеждения), эмоционального (характер и сила эмоциональной связи) и поведенческого аспекта (энергия, вкладываемая человеком в выполнение своих ролей). Автор определил три психологических условия, связанные с вовлеченностью или отстраненностью от работы, к которым отнес: осмысленность, безопасность, доступность.

Существуют и иные подходы, трактующие данный термин с другого ракурса. Вовлеченность понимается как: индивидуальная погруженность в позитивное состояние через «негативное состояние» на уровне «вовлеченности — невовлеченности» личности в деятельность (Дж. Хартер, Т. Хейс, Ф. Шмидт) [9]; «вовлеченность — выгорание» как антитезы (К. Маслач, В. Шауфели, M. Лейтер) [11]; когнитивный, эмоциональный и поведенческий конструкт (A. Сакс) [12]; эмоционально-позитивное состояние (активность, подъем настроения, энергичность), связанное с деятельностью субъекта (B. Шауфели, A. Баккер) [13]; конструкт саморегуляции (К. Стефанссон, С. Гестсдоттир, Ф. Биргисдоттир, Р. М. Лернер) [14].

Cтруктуру модели вовлеченности М. Ванг [15] описывает через внешний компонент мотивации, в которую входят внешние индикаторы — поведенческий (активность), академический (время) и непосредственно наблюдаемые компоненты — когнитивный (саморегуляция, ценности и цели) и психологический (чувство принадлежности и идентификации).

Список литературы

1. 15. Wang, M. T. School Climate: a review of the construct, measurement, and impact on student outcomes / M. T. Wang, J. L. Degol // Education Psychology Review. — 2016. — Vol. 28. — Р. 315–352.
2. 14. School engagement and intentional self-regulation : A reciprocal relation in adolescence / K. K. Stefansson, S. Gestsdottir, F. Birgisdottir, R. M. Lerner // Journal of Adolescence. — 2018. — Vol. 64. — Р. 23–33.
3. 13. Schaufeli, W. Utrecht work engagement scale: Preliminary Manual / W. Schaufeli, A. Bakker // Occupational Health Psychology Unit. — 2003. — Vol. 26, № 1. — Р. 64–100.
4. 12. Saks, A. M. Antecedents and Consequences of Employee Engagement / A. M. Saks // Journal of Managerial Psychology. — 2006. — Vol. 21, № 7. — Р. 600–619.
5. 11. Maslach, C. Job burnout / C. Maslach, W. B. Schaufeli, M. P. Leiter // Annual Review of Psychology. — 2001. —Vol. 52. — Р. 397–422.
6. 10. Kahn, W. A. Psychological Conditions of Personal Engagement and Disengagement at Work / W. A. Kahn // The Academy of Management Journal. — 1990. — Vol. 33, № 4. — P. 692–724.
7. 9. Harter, J. K. Business-Unit-Level Relationship between Employee Satisfaction, Employee Engagement, and Business Outcomes : A Meta-Analysis / J. K. Harter, F.L. Schmidt, T. L. Hayes // Journal of Applied Psychology. — 2002. — Vol. 87, № 2. — P. 268–279.
8. 8. Demerouti, E. The Job Demands-Resources model : Challenges for future research / E. Demerouti, A. B. Bakker // SA Journal of Industrial Psychology. — 2011. — Vol. 37, № 2. — P. 1–9.
9. Fomina, T. G. Vzaimosvyaz` shkol`noj vovlechennosti i samoregulyacii uchebnoj deyatel`nosti: sostoyanie problemy` i perspektivy` issledovanij v Rossii i za rubezhom / T. G. Fomina, A. M. Potanina, V. I. Morosanova // Vestnik Rossijskogo universiteta druzh
10. 7. Фомина, Т. Г. Взаимосвязь школьной вовлеченности и саморегуляции учебной деятельности: состояние проблемы и перспективы исследований в России и за рубежом / Т. Г. Фомина, А. М. Потанина, В. И. Моросанова // Вестник Российского университета дружбы народ
11. Mitina, L. M. Professional`noe zdorov`e pedagoga : ucheb. posobie / L. M. Mitina, G. V. Mitin, O. A. Anisimova. — 2-e izd., dop. — Moskva : Yurajt, 2020. — 379 s.
12. 6. Митина, Л. М. Профессиональное здоровье педагога : учеб. пособие / Л.М.Митина, Г. В. Митин, О. А. Анисимова. — 2-е изд., доп. — Москва : Юрайт, 2020. — 379 с.
13. Mitin, G. V. Professional`ny`e deformacii pedagogov i deviacii uchashhixsya v period global`nogo krizisa: psixologicheskaya diagnostika, profilaktika, korrekciya / G. V. Mitin, L. M. Mitina, Yu. I. Vostokova // Psixologiya i pravo. — 2023. — № 2. — S. 183
14. 5. Митин, Г. В. Профессиональные деформации педагогов и девиации учащихся в период глобального кризиса: психологическая диагностика, профилактика, коррекция / Г. В. Митин, Л. М. Митина, Ю. И. Востокова // Психология и право. — 2023. — № 2. — С. 183–205.
15. Karpov, A. B. Vzaimosvyaz` vovlechennosti v rabotu i trudovoj motivacii sotrudnikov / A. B. Karpov // Organizacionnaya psixologiya : Lyudi i riski : mater. XI Mezhdunar. nauch.prakt. konf. — Saratov, 2020. — S. 224–229.
16. 4. Карпов, А. Б. Взаимосвязь вовлеченности в работу и трудовой мотивации сотрудников / А. Б. Карпов // Организационная психология : Люди и риски : матер. XI Междунар. науч.-практ. конф. — Саратов, 2020. — С. 224–229.
17. Degtyarev, V. A. Problema vovlechennosti studentov v uchebnuyu deyatel`nost` v Lipeczkom filiale Finuniversiteta / V. A. Degtyarev, T. V. Bashly`kov // Gumanitarny`e issledovaniya Central`noj Rossii. — 2021. — № 2 (19). — S. 88–97.
18. 3. Дегтярев, В. А. Проблема вовлеченности студентов в учебную деятельность в Липецком филиале Финуниверситета / В. А. Дегтярев, Т. В. Башлыков // Гуманитарные исследования Центральной России. — 2021. — № 2 (19). — С. 88–97.
19. Vovlechennost` studencheskoj molodezhi v prostranstvo zhizneosushhestvleniya: problema konceptualizacii fenomena v novy`x sociokul`turny`x usloviyax : monografiya / E. V. Pavlova, O. M. Krasnoryadceva, A. V. Lejfa [i dr.]. — Cheboksary` : Sreda, 2023. — 2
20. 2. Вовлеченность студенческой молодежи в пространство жизнеосуществления: проблема концептуализации феномена в новых социокультурных условиях : монография / Е. В. Павлова, О. М. Краснорядцева, А. В. Лейфа [и др.]. — Чебоксары : Среда, 2023. — 296 с.
21. Biktimirova, N. A. Formirovanie e`mocional`noj vovlechennosti cherez udovletvorenie social`ny`x potrebnostej / N. A. Biktimirova // Biznes. Obrazovanie. Pravo. — 2021. — № 2 (55). — S. 353–357.
22. 1. Биктимирова, Н. А. Формирование эмоциональной вовлеченности через удовлетворение социальных потребностей / Н. А. Биктимирова // Бизнес. Образование. Право. — 2021. — № 2 (55). — С. 353–357.

Остальные статьи