Формирование универсальных учебных действий в научно-практическом образовании на основе модели субъекта собственной деятельности
Аннотация
Рассматриваются психологические механизмы реализации деятельностного содержания образования в концепции научно-практического образования, которое объединяет образовательные технологии исследовательской и проектной деятельности учащихся. Предложена дидактическая модель построения образовательной среды образовательной организации на основе компонентов, носящих надпредметный характер. Вводится понятие учебной исследовательской (проектной) задачи как дидактического средства становления субъектности учащихся. Анализируется уровень сложности исследовательской задачи, необходимый для работы с соответствующим этапом развития субъектности.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир психологии № 03/2024 |
Страницы | 56-70 |
УДК | 37(373) |
DOI | 10.51944/20738528_2024_3_56 |
Разработка моделирующих представлений о становлении субъекта собственной деятельности в общем образовании представляется актуальной задачей, поскольку становление субъектности является способом построения молодым человеком авторского жизненного пути в условиях вызовов высокотехнологичной среды и глобального мира. В связи с этим важно психолого-педагогическое проектирование научно-практического образования как условия реализации этой модели.
В недавнем прошлом проблеме исследования субъектности посвящались многочисленные публикации и диссертационные исследования, выполненные в московских и региональных университетах и научных учреждениях. Авторы рассматривали различные контексты в интерпретации проблемы субъектности (Л. Н. Алексеева, В. К. Зарецкий, Т. Г. Ивошина и др.) [1; 4; 5; 13]; новые ракурсы субъектности и ее развития в конкретной предметной деятельности или типе образовательных организаций (Н. И. Голавская, С. А. Коваль, И. А. Маланов, Т. Н. Титова) [6; 10; 19]. Остановимся на некоторых работах, посвященных становлению субъектности, предпринятых в последние годы в психолого-педагогических исследованиях, в которых, на наш взгляд, выявлена специфика взаимоотношений субъекта и общности в условиях техносферы.
В работе В. И. Дудиной [3] обоснована необходимость эпистемической рефлексивности при реализации исследовательской деятельности в социальной сфере как необходимого качества современного субъекта познания. Здесь для нас важнейшим является акцент на рефлексивности как решающем факторе субъектности вообще и субъектности в познавательной деятельности в частности.
Д. А. Хорошилов [21] рассматривает понятие «транзитивность» современного общества, характеризуемое размыванием границ личного и общественного, частного и публичного, преодолением эпистемологических рамок социального познания. Это во многом определяет специфику нового типа социализации и задает для нас важность рассмотрения категории субъекта собственной деятельности как «внутреннего» качества субъектности, определяющего продуктивный тип современной социальности. Представляется продуктивным экзистенциально-нарративный подход Е. Е. Сапоговой, в рамках которого «онтологемы (или идеи, заданные индивиду. — А. Л.) рассматриваются как ментальные прецеденты для построения жизненно-смысловой реальности» [14, с. 40], как условия становления, развития, динамики субъектности. Методологический аппарат эпистемологии оказывается для нас весьма значимым для построения познавательно-рефлексивного среза субъекта собственной деятельности, развития средств его самопознания.
В работе Е. В. Леоновой [7] впервые в контексте становления субъектности рассматривается такое явление, как нормативные образовательные кризисы (кризисы перехода на новый образовательный уровень: начало школьного обучения, переход в среднее звено, начало профильного обучения, начало обучения в вузе). Обосновано, что новый уровень субъектности как результат прохождения нормативного возрастного кризиса обусловливает использование ребенком своих ресурсов при прохождении нормативного образовательного кризиса адаптации. Субъектность как инициирующее творческое начало в человеке, проявляющееся в самостоятельной осознанной активности, является нормой развития самосознания на ступени персонализации (7–18 лет) и на основе новообразований каждого возраста выходит на новый виток своего становления в результате прохождения нормативных возрастных кризисов. Общие критерии субъектности определяются для каждого возраста по эффективности решения задач развития и включают соответствующие возрасту ребенка сформированность Я-концепции, стремление к саморазвитию и самоактуализации, мотивацию к достижению поставленных целей, осознание проблем и активное использование своих ресурсов для их решения, сознательную самоорганизацию, инициативность и ответственность в деятельности по достижению поставленных целей. Автор отмечает, что становление субъектности ребенка происходит в непрерывном образовании, включающем формальную, неформальную и информальную составляющие, при этом дискретность (уровневость) формального образования объективно обусловливает проблемную ситуацию нормативного образовательного кризиса адаптации, а ее позитивное разрешение способствует дальнейшему становлению субъектности, проявляющейся в использовании школьниками/студентами своих психологических ресурсов для решения проблем адаптационного периода.