Дата публикации: 01.07.2024

Программа подготовки психолога как потенциальное условие развития саморегуляции личности

Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования влияния программы подготовки психологов-консультантов и психотерапевтов на траектории развития психологической саморегуляции личности. Для того чтобы рассмотреть функционирование процессов саморегуляции более пристально, был введен дифференцирующий фактор — уровень развития эго. Это центральное понятие уровневой теории развития эго Джейн Левинджер. Проективная методика незаконченных предложений Вашингтонского университета, созданная на ее основе, выступила основным методологическим инструментом данного исследования. В статье освещаются особенности функционирования психологической саморегуляции в контексте развития личностной зрелости у студентов психологических образовательных программ по сравнению с учащимися образовательных программ, не связанных с психологией.




Образовательный стандарт программ по психологии обладает своей уникальной спецификой. Подготовка специалистов в области психологического консультирования требует от учащихся ряда навыков, которые неизбежно вовлекают их собственную личность в учебный процесс. Если обратиться к образовательному стандарту [11], то можно найти задачи и компетенции, которые говорят о способности осознанно выбирать наиболее успешные межличностные стратегии и помогать заказчику с решением многообразных личностных запросов (общепрофессиональные компетенции (ОПК) № 7, № 8); другие напрямую затрагивают необходимость развития внутриличностной организации студентов (профессиональные компетенции (ПК) № 4, № 7).

Личностное развитие включает в себя множество внешних и внутренних факторов. Совладание с происходящими событиями, столкновение со специфическим жизненным опытом предполагают наличие арсенала различных стратегий саморегуляции. Глобально мы можем разделить их на две группы: стратегии сохранения и стратегии изменения. Первая группа направлена на удержание существующей структуры личности. Вторая отражает концепцию изменений существующей внутриличностной структуры с целью интеграции в опыт новых полученных знаний [10].

В данном исследовании мы опирались на концепцию функциональной саморегуляции, предложенную Д. А. Леонтьевым [8], суть которой — в идее непрекращающихся личностных изменений, целесообразных в данный момент времени. Таким образом, возрастание сложности внутриличностной организации сопутствует процессам развития психологической саморегуляции.

Методологической основой данного исследования также выступила уровневая теория развития эго Джейн Левинджер [19]. Данная теоретическая концепция обладает богатым потенциалом, способствующим операционализации, и отражает степень развития личностной зрелости, на которой находится респондент в данный момент времени. На ее основе был создан Проективный тест незаконченных предложений Вашингтонского университета (НПВУ) [7], который выступил главной методологической основой исследования, к нему мы вернемся позднее.

Список литературы

1. 10. Леонтьев, Д. А. Саморегуляция, ресурсы и личностный потенциал / Д. А. Леонтьев // Сибирский психологический журнал. — 2016. — № 62. — С. 18–37. — DOI: 10.17223/17267080/62/3
2. Leont`ev, D. A. Samoregulyaciya, resursy` i lichnostny`j potencial / D.A.Leont`ev // Sibirskij psixologicheskij zhurnal. — 2016. — № 62. — S. 18–37. — DOI: 10.17223/17267080/62/3
3. 11. Образовательный стандарт высшего образования федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» : направление подготовки 37.04.01 Психология. —
4. Obrazovatel`ny`j standart vy`sshego obrazovaniya federal`nogo gosudarstvennogo avtonomnogo obrazovatel`nogo uchrezhdeniya vy`sshego obrazovaniya «Nacional`ny`j issledovatel`skij universitet «Vy`sshaya shkola e`konomiki» : napravlenie podgotovki 37.04.01 P
5. 12. Разработка методики дифференциальной диагностики рефлексивности / Д. А. Леонтьев, Е. М. Лаптева, Е. Н. Осин, А. Ж. Салихова // Рефлексивные процессы и управление : сб. матер. VII Междунар. симп. — Москва, 2009. — С. 15–16.
6. Razrabotka metodiki differencial`noj diagnostiki refleksivnosti / D. A. Leont`ev, E. M. Lapteva, E. N. Osin, A. Zh. Salixova // Refleksivny`e processy` i upravlenie : sb. mater. VII Mezhdunar. simp. — Moskva, 2009. — S. 15–16.
7. 13. Щебетенко, С. А. «Лучший человек в мире»: установки на черты личности / С. А. Щебетенко // Психология : журнал Высшей школы экономики. — 2014. — Т. 11, № 3. — С. 129–148.
8. Shhebetenko, S. A. «Luchshij chelovek v mire»: ustanovki na cherty` lichnosti / S. A. Shhebetenko // Psixologiya : zhurnal Vy`sshej shkoly` e`konomiki. — 2014. — T. 11, № 3. — S. 129–148.
9. 14. Callanan, R. A. E. Moral reasoning and ego development as factors in counseling / R. A. E. Callanan. — North Carolina State University, 1986.
10. 15. Caspi, A. Why maladaptive behaviors persist : Sources of continuity and change across the life course / A. Caspi // Studying lives through time : Personality and development / ed. by D. C. Funder [et al.]. — American Psychological Association, 1993. —
11. 16. Costa, P. T. Ego development and trait models of personality / P. T. Costa, R. R. McCrae // Psychological Inquiry. — 1993. — Vol. 4, № 1. — P. 20–23. — DOI: 10.1207/ s15327965pli0401_3
12. 17. Holt, R. R. Loevinger’s measure of ego development : Reliability and national norms for male and female short forms / R. R. Holt // Journal of Personality and Social Psychology. — 1980. — Vol. 39, № 5. — P. 909–920. — DOI: 10.1037/0022-3514.39.5.909
13. 18. Hy, L. X. Measuring ego development / L. X. Hy, J. Loevinger. — Lawrence Erlbaum Associates, 1996. — 288 p. — DOI: 10.4324/9781315806006
14. 19. Loevinger, J. Ego Development : Conceptions and Theories. With the assistance of Augusto Blasi / J. Loevinger. — San Francisco : Jossey-Bass, 1976. — 536 p. — DOI: 10.3817/0677032246
15. 20. Loevinger, J. On ego development and the structure of personality / J. Loevinger // Developmental Review. — 1983. — Vol. 3, № 3. — P. 339–350. — DOI: 10.1016/02732297(83)90019-9
16. 21. Manners, J. Processes involved in adult ego development : A conceptual framework / J. Manners, K. Durkin // Developmental Review. — 2000. — Vol. 20, № 4. — P. 475–513. — DOI: 10.1006/drev.2000.0508
17. 22. Manners, J. Promoting advanced ego development among adults / J. Manners, K. Durkin, A. Nesdale // Journal of Adult Development. — 2004. — Vol. 11. — P. 19–27. — DOI: 10.1023/B:JADE.0000012524.32002.8d
18. 23. Rammstedt, B. Measuring personality in one minute or less : A 10-item short version of the Big Five Inventory in English and German / B. Rammstedt, O. P. John // Journal of Research in Personality. — 2007. — Vol. 41, № 1. — P. 203–212. — DOI: 10.1016/
19. 1. Аминов, Н. А. О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов / Н. А. Аминов, М. О. Молоканова // Психологический журнал. — 1992. — Т. 13, № 5. — С. 104–110.
20. Aminov, N. A. O komponentax special`ny`x sposobnostej budushhix shkol`ny`x psixologov / N. A. Aminov, M. O. Molokanova // Psixologicheskij zhurnal. — 1992. — T. 13, № 5. — S. 104–110.
21. 2. Верняева, Т. А. Профессионально-личностный портрет психолога / Т. А. Верняева // Психологический журнал. — 1992. — Т. 13, № 5. — С. 104–110.
22. Vernyaeva, T. A. Professional`no-lichnostny`j portret psixologa / T. A. Vernyaeva // Psixologicheskij zhurnal. — 1992. — T. 13, № 5. — S. 104–110.
23. 3. Золотарева, А. А. Тест самообладания: психометрические характеристики и перспективы применения / А. А. Золотарева // Психологический журнал. — 2018. — Т. 39, № 1. — С. 103–114. — DOI: 10.7868/S0205959218010105
24. Zolotareva, A. A. Test samoobladaniya: psixometricheskie xarakteristiki i perspektivy` primeneniya / A. A. Zolotareva // Psixologicheskij zhurnal. — 2018. — T. 39, № 1. — S. 103–114. —DOI: 10.7868/S0205959218010105
25. 4. Иванченко, Г. В. Универсум одиночества / Г. В. Иванченко, Н. Е. Покровский. — Москва : Университетская книга : Логос, 2008. — 426 с.
26. Ivanchenko, G. V. Universum odinochestva / G. V. Ivanchenko, N. E. Pokrovskij. — Moskva : Universitetskaya kniga : Logos, 2008. — 426 s.
27. 5. Корчагина, А. П. Программа подготовки психолога как фактор развития саморегуляции личности: магистерская дис. 2-го года обучения / А. П. Корчагина ; НИУ ВШЭ. — Москва, 2020. — 75 с.
28. Korchagina, A. P. Programma podgotovki psixologa kak faktor razvitiya samoregulyacii lichnosti : magisterskaya dis. 2-go goda obucheniya / A. P. Korchagina ; NIU VShE` . — Moskva, 2020. — 75 s.
29. 6. Костенко, В. Ю. Взгляд на себя со стороны: роль рефлексии и самодетерминации в развитии личности / В. Ю. Костенко, Д. А. Леонтьев // Мир психологии. — 2016. — № 3. — С. 97–108.
30. Kostenko, V. Yu. Vzglyad na sebya so storony`: rol` refleksii i samodeterminacii v razvitii lichnosti / V. Yu. Kostenko, D. A. Leont`ev // Mir psixologii. — 2016. — № 3. — S. 97–108.
31. 7. Леонтьев, Д. А. Апробация методики незаконченных предложений Вашингтонского университета / Д. А. Леонтьев, Н. А. Михайлова, Е. И. Рассказова // Психологическая диагностика. — 2010. — № 2. — С. 6–35.
32. Leont`ev, D. A. Aprobaciya metodiki nezakonchenny`x predlozhenij Vashingtonskogo universiteta / D. A. Leont`ev, N. A. Mixajlova, E. I. Rasskazova // Psixologicheskaya diagnostika. — 2010. — № 2. — S. 6–35.
33. 8. Леонтьев, Д. А. Подход через развитие эго: уровневая теория Дж. Левинджер / Д. А. Леонтьев // Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д. А. Леонтьева. — Москва, 2011. — С. 59–78.
34. Leont`ev, D. A. Podxod cherez razvitie e`go: urovnevaya teoriya Dzh. Levindzher / D. A. Leont`ev // Lichnostny`j potencial: struktura i diagnostika / pod red. D. A. Leont`eva. — Moskva, 2011. — S. 59–78.
35. 9. Леонтьев, Д. А. Рефлексия «хорошая» и «дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике / Д. А. Леонтьев, Е. Н. Осин // Психология : журнал Высшей школы экономики. — 2014. — Т. 11, № 4. — С. 110–135.
36. Leont`ev, D. A. Refleksiya «xoroshaya» i «durnaya»: ot ob``yasnitel`noj modeli k differencial`noj diagnostike / D. A. Leont`ev, E. N. Osin // Psixologiya : zhurnal Vy`sshej shkoly` e`konomiki. — 2014. — T. 11, № 4. — S. 110–135.

Остальные статьи