Дата публикации: 01.01.2023

Социально-педагогический ресурс профилактики деструктивной активности подростков

Аннотация

Деструктивная активность подростков рассматривается как осознанное проявление разрушительной деятельности, способствующей противоправному поведению и поведенческим девиациям, приносящим вред социальному, психическому и физическому здоровью несовершеннолетних. Обосновано, что деструктивная активность подростков может привести к опасным последствиям: противоправному поведению, втягиванию в деструктивные сообщества, трагическим событиям, детским и подростковым суицидам. Актуализируется роль классного руководителя в раннем выявлении причин и условий, способствующих деструктивной активности обучающихся, в том числе и в информационном пространстве. Предлагаются позитивные интервенции, расширение пространства конструктивного взаимодействия в учебной и внеучебной деятельности. Особое внимание в статье уделяется оптимизации цифровых коммуникаций как инструментов социально-педагогической профилактики деструктивной активности обучающихся.




Предупреждение и преодоление деструктивной социальной активности несовершеннолетних является составной частью обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации.

На совещании Следственного комитета от 12 сентября 2022 года было отмечено, что несовершеннолетние в 2022 году совершили 16 000 преступлений. При этом каждое третье преступление относится к тяжким и особо тяжким, 59 % уголовных дел — кражи, хищения чужого имущества, 14 % уголовных дел связаны с незаконным оборотом наркотиков, 4 % преступлений было совершено на сексуальной почве [10].

А. А. Шемшурин, К. Д. Хломов, Р. А. Андрианова, В. А. Чернов, Е. И. Селиванова в 2021 году провели масштабное исследование состояния профилактической работы в 80 российских образовательных организациях из 40 российских регионов. В 51 школе (63,75 %) были выявлены обучающиеся, состоявшие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в 2020/21 учебном году; «совершение обучающимися правонарушений было зафиксировано в 2020–2021 учебном году в 53 (66,25 %) школах» [12, с. 116]. Данное исследование показало, что руководители и педагоги в 53 образовательных организациях из 80 не смогли предупредить противоправные поступки своих обучающихся.

Генеральная прокуратура отмечает рост числа несовершеннолетних с суицидальным поведением. Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка М. Львова-Белова в связи с этим обращает внимание на потребность детей в квалифицированной психологической помощи [5].

На Всероссийской научной конференции «Молодежь в современном мире: противодействие экстремизму», которая прошла 7 октября 2022 года в Российском университете дружбы народов, эксперты отметили протестный потенциал подростков, приводящий к деструктивной активности, способствующий втягиванию в экстремистские группы [1; 15].

Список литературы

1. 1. Andrianova R. A. Problema molodezhnoi agressii na pochve ksenofobii: istoki i puti resheniya / R. A. Andrianova // Molodezh’ v sovremennom mire: protivodeistvie ekstremizmu : mater. Vseros. nauch.-prakt. konf. (Moskva, 7 oktyabrya 2022 g.). — Moskva :
2. 2. Andrianova R. A. Profilaktika bullinga v shkole: rol’ klassnogo rukovoditelya / R. A. Andrianova // Podrostok v megapolise: distantsionnoe vzroslenie : sb. trudov XIV Mezhdunar. nauch.prakt. konf. (Moskva, 6–8 aprelya 2021 g.) / sost. A. A. Bochaver, M
3. 3. Galkina L. A. Psikhologo-pedagogicheskie usloviya razvitiya sotsial’noi aktivnosti podrostkov / L. A. Galkina // Vestnik VIEPP. — 2020. — № 2. — S. 13–18.
4. 4. Grigorovich L. A. Formirovanie tsifrovoi kompetentnosti studentov psikhologo-pedagogicheskogo i defektologicheskogo napravlenii podgotovki / L. A. Grigorovich, E. B. Kachalina, E. V. Kuleshova // Novoe v psikhologo-pedagogicheskikh issledovaniyakh. — 2
5. 5. Detskie suitsidy [Elektronnyi resurs]. — Rezhim dostupa: <a href="https://newdaynews.ru/society/764650.html" target="_blank">https://newdaynews.ru/society/764650.html</a> (data obrashcheniya: 10.02.2023).
6. 6. Kamenskaya V. G. Tsifrovye tekhnologii i ikh vliyanie na sotsial’nye i psikhologicheskie kharakteristiki detei i podrostkov / V. G. Kamenskaya, L. V. Tomanov // Eksperimental’naya psikhologiya. — 2022. — T. 15, № 1. — S. 139–159. — DOI: 10.17759/exppsy
7. 7. Kompleksnaya profilaktika agressivnogo povedeniya v obrazovatel’noi srede / K. D. Khlomov, A. A. Bochaver, R. A. Andrianova i dr. — Moskva : Institut izucheniya detstva, sem’i i vospitaniya Rossiiskoi akademii obrazovaniya, 2022. — 364 s.
8. 8. Kunakov P. A. Sootnoshenie kategorii «sotsial’no-pravovaya aktivnost’» so smezhnymi kategoriyami «sotsial’naya aktivnost’» i «pravovaya aktivnost’» / P. A. Kunakov // Vestnik Vladimirskogo yuridicheskogo instituta. — 2007. — № 1 (2). — S. 240–241.
9. 9. Pozitivnye psikhologicheskie interventsii: kompendium prakticheskikh uprazhnenii : ucheb.-metod. posobie / A. A. Rean, A. A. Stavtsev, R. G. Kuz’min, A. V. Egorova. — Moskva : Moskovskii pedagogicheskii gosudarstvennyi universitet, 2022. — 172 s. — DOI
10. 10. Podrostkovaya prestupnost’ [Elektronnyi resurs]. — Rezhim dostupa: <a href="https://rg.ru/2022/09/22/otvetili-generaly.html" target="_blank">https://rg.ru/2022/09/22/otvetili-generaly.html</a> (data obrashcheniya: 10.02.2023).
11. 11. Preodolenie razryva mezhdu sotsial’no-pedagogicheskoi praktikoi i zakonom / M. P. Gur’yanova, L. V. Shtyleva, O. L. Lebed’ i dr. // Obrazovanie i nauka. — 2015. — № 9 (128). — S. 134–146. — DOI: 10.17853/1994-5639-2015-9-134-146
12. 12. Problemy i resursy kompleksnoi profilaktiki agressivnogo povedeniya v obrazovatel’noi organizatsii / R. A. Andrianova, A. A. Shemshurin, V. A. Chernov, E. I. Selivanova // Psikhologo-pedagogicheskie issledovaniya. — 2021. — T. 13, № 4. — S. 107–125. —
13. 13. Rean A. A. Pozitivnaya psikhologiya kak instrument moderatsii protsessa sotsializatsii shkol’nikov / A. A. Rean, A. A. Stavtsev, A. V. Egorova // Sibirskii psikhologicheskii zhurnal. — 2021. — № 82. — S. 191–207. — DOI: 10.17223/17267080/82/11
14. 14. Samoilova I. V. Formirovanie sotsial’noi aktivnosti podrostkov kak sotsial’no-pedagogicheskaya problema / I. V. Samoilova, T. G. Ptashko // Sovremennye metody vzaimodeistviya i sposoby sotrudnichestva spetsialistov pomogayushchikh professii : mater. V
15. 15. Sotsiogumanitarnye osnovy protivodeistviya ekstremizmu v molodezhnoi srede / R. A. Andrianova, A. P. Vikhryan, Yu. A. Zubok i dr. — Moskva : IPK RUDN, 2022. — 305 s.
16. 16. Federal’nyi zakon «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii» ot 29.12.2012 № 273-FZ [Elektronnyi resurs]. — Rezhim dostupa: <a href="https://www.consultant.ru/document/cons_doc_" target="_blank">https://www.consultant.ru/document/cons_doc_</a> LAW_140174 (data obrashcheniya: 10.02.2023).
17. 17. Development of Education for prevention of the aggressive behavior of children / I. V.Wagner, I. I. Frishman, V. P. Golovanov et al. // European Proceedings of Educational Sciences EpES (Moscow, December 7–8, 2020). — M. : European Publisher, 2020. —
18. Подростковая преступность [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://" target="_blank">https://</a> rg.ru/2022/09/22/otvetili-generaly.html (дата обращения: 10.02.2023).
19. Андрианова Р. А. Профилактика буллинга в школе: роль классного руководителя / Р. А. Андрианова // Подросток в мегаполисе: дистанционное взросление : сб. трудов XIV Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 6–8 апреля 2021 г.) / сост. А. А. Бочавер, М. Я. Кац
20. Галкина Л. А. Психолого-педагогические условия развития социальной активности подростков / Л. А. Галкина // Вестник ВИЭПП. — 2020. — № 2. — С. 13–18.
21. Григорович Л. А. Формирование цифровой компетентности студентов психолого-педагогического и дефектологического направлений подготовки / Л. А. Григорович, Е. Б. Качалина, Э. В. Кулешова // Новое в психолого-педагогических исследованиях. — 2020. — № 2 (58).
22. Детские суициды [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://newdaynews.ru/" target="_blank">https://newdaynews.ru/</a> society/764650.html (дата обращения: 10.02.2023).
23. Каменская В. Г. Цифровые технологии и их влияние на социальные и психологические характеристики детей и подростков / В. Г. Каменская, Л. В. Томанов // Экспериментальная психология. — 2022. — Т. 15, № 1. — С. 139–159. — DOI: 10.17759/exppsy.2022150109
24. Комплексная профилактика агрессивного поведения в образовательной среде / К. Д. Хломов, А. А. Бочавер, Р. А. Андрианова и др. — М. : Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, 2022. — 364 с.
25. Кунаков П. А. Соотношение категории «социально-правовая активность» со смежными категориями «социальная активность» и «правовая активность» / П. А. Кунаков // Вестник Владимирского юридического института. — 2007. — № 1 (2). — С. 240–241.
26. Позитивные психологические интервенции: компендиум практических упражнений : учеб.-метод. пособие / А. А. Реан, А. А. Ставцев, Р. Г. Кузьмин, А. В. Егоро61 ва. — М. : Московский педагогический государственный университет, 2022. — 172 с. — DOI: 10.31862/97
27. Андрианова Р. А. Проблема молодежной агрессии на почве ксенофобии: истоки и пути решения / Р. А. Андрианова // Молодежь в современном мире: противодействие экстремизму : матер. Всерос. науч.-практ. конф. (Москва, 7 октября 2022 г.). — М. : ИПК РУДН, 2022.
28. Преодоление разрыва между социально-педагогической практикой и законом / М. П. Гурьянова, Л. В. Штылева, О. Л. Лебедь и др. // Образование и наука. — 2015. — № 9 (128). — С. 134–146. — DOI: 10.17853/1994-5639-2015-9-134-146
29. Проблемы и ресурсы комплексной профилактики агрессивного поведения в образовательной организации / Р. А. Андрианова, А. А. Шемшурин, В. А. Чернов, Е. И. Селиванова // Психолого-педагогические исследования. — 2021. — Т. 13, № 4. — С. 107–125. — DOI: 10.177
30. Реан А. А. Позитивная психология как инструмент модерации процесса социализации школьников / А. А. Реан, А. А. Ставцев, А. В. Егорова // Сибирский психологический журнал. — 2021. — № 82. — С. 191–207. — DOI: 10.17223/17267080/82/11
31. Самойлова И. В. Формирование социальной активности подростков как социальнопедагогическая проблема / И. В. Самойлова, Т. Г. Пташко // Современные методы взаимодействия и способы сотрудничества специалистов помогающих профессий : матер. VII Междунар. науч.
32. Социогуманитарные основы противодействия экстремизму в молодежной среде / Р. А. Андрианова, А. П. Вихрян, Ю. А. Зубок и др. — М. : ИПК РУДН, 2022. — 305 с.
33. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://www.consultant.ru/document/" target="_blank">https://www.consultant.ru/document/</a> cons_doc_LAW_140174 (дата обращения: 10.02.2023).
34. Development of Education for prevention of the aggressive behavior of children / I. V.Wagner, I. I. Frishman, V. P. Golovanov et al. // European Proceedings of Educational Sciences EpES (Moscow, December 7–8, 2020). — М. : European Publisher, 2020. — P. 1

Остальные статьи