Дата публикации: 01.01.2023

Социально-педагогический ресурс профилактики деструктивной активности подростков

Аннотация

Деструктивная активность подростков рассматривается как осознанное проявление разрушительной деятельности, способствующей противоправному поведению и поведенческим девиациям, приносящим вред социальному, психическому и физическому здоровью несовершеннолетних. Обосновано, что деструктивная активность подростков может привести к опасным последствиям: противоправному поведению, втягиванию в деструктивные сообщества, трагическим событиям, детским и подростковым суицидам. Актуализируется роль классного руководителя в раннем выявлении причин и условий, способствующих деструктивной активности обучающихся, в том числе и в информационном пространстве. Предлагаются позитивные интервенции, расширение пространства конструктивного взаимодействия в учебной и внеучебной деятельности. Особое внимание в статье уделяется оптимизации цифровых коммуникаций как инструментов социально-педагогической профилактики деструктивной активности обучающихся.




Предупреждение и преодоление деструктивной социальной активности несовершеннолетних является составной частью обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации.

На совещании Следственного комитета от 12 сентября 2022 года было отмечено, что несовершеннолетние в 2022 году совершили 16 000 преступлений. При этом каждое третье преступление относится к тяжким и особо тяжким, 59 % уголовных дел — кражи, хищения чужого имущества, 14 % уголовных дел связаны с незаконным оборотом наркотиков, 4 % преступлений было совершено на сексуальной почве [10].

А. А. Шемшурин, К. Д. Хломов, Р. А. Андрианова, В. А. Чернов, Е. И. Селиванова в 2021 году провели масштабное исследование состояния профилактической работы в 80 российских образовательных организациях из 40 российских регионов. В 51 школе (63,75 %) были выявлены обучающиеся, состоявшие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в 2020/21 учебном году; «совершение обучающимися правонарушений было зафиксировано в 2020–2021 учебном году в 53 (66,25 %) школах» [12, с. 116]. Данное исследование показало, что руководители и педагоги в 53 образовательных организациях из 80 не смогли предупредить противоправные поступки своих обучающихся.

Генеральная прокуратура отмечает рост числа несовершеннолетних с суицидальным поведением. Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка М. Львова-Белова в связи с этим обращает внимание на потребность детей в квалифицированной психологической помощи [5].

На Всероссийской научной конференции «Молодежь в современном мире: противодействие экстремизму», которая прошла 7 октября 2022 года в Российском университете дружбы народов, эксперты отметили протестный потенциал подростков, приводящий к деструктивной активности, способствующий втягиванию в экстремистские группы [1; 15].

Список литературы

1. Позитивные психологические интервенции: компендиум практических упражнений : учеб.-метод. пособие / А. А. Реан, А. А. Ставцев, Р. Г. Кузьмин, А. В. Егоро61 ва. — М. : Московский педагогический государственный университет, 2022. — 172 с. — DOI: 10.31862/97
2. Development of Education for prevention of the aggressive behavior of children / I. V.Wagner, I. I. Frishman, V. P. Golovanov et al. // European Proceedings of Educational Sciences EpES (Moscow, December 7–8, 2020). — М. : European Publisher, 2020. — P. 1
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://www.consultant.ru/document/" target="_blank">https://www.consultant.ru/document/</a> cons_doc_LAW_140174 (дата обращения: 10.02.2023).
4. Социогуманитарные основы противодействия экстремизму в молодежной среде / Р. А. Андрианова, А. П. Вихрян, Ю. А. Зубок и др. — М. : ИПК РУДН, 2022. — 305 с.
5. Самойлова И. В. Формирование социальной активности подростков как социальнопедагогическая проблема / И. В. Самойлова, Т. Г. Пташко // Современные методы взаимодействия и способы сотрудничества специалистов помогающих профессий : матер. VII Междунар. науч.
6. Реан А. А. Позитивная психология как инструмент модерации процесса социализации школьников / А. А. Реан, А. А. Ставцев, А. В. Егорова // Сибирский психологический журнал. — 2021. — № 82. — С. 191–207. — DOI: 10.17223/17267080/82/11
7. Проблемы и ресурсы комплексной профилактики агрессивного поведения в образовательной организации / Р. А. Андрианова, А. А. Шемшурин, В. А. Чернов, Е. И. Селиванова // Психолого-педагогические исследования. — 2021. — Т. 13, № 4. — С. 107–125. — DOI: 10.177
8. Преодоление разрыва между социально-педагогической практикой и законом / М. П. Гурьянова, Л. В. Штылева, О. Л. Лебедь и др. // Образование и наука. — 2015. — № 9 (128). — С. 134–146. — DOI: 10.17853/1994-5639-2015-9-134-146
9. Подростковая преступность [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://" target="_blank">https://</a> rg.ru/2022/09/22/otvetili-generaly.html (дата обращения: 10.02.2023).
10. Андрианова Р. А. Проблема молодежной агрессии на почве ксенофобии: истоки и пути решения / Р. А. Андрианова // Молодежь в современном мире: противодействие экстремизму : матер. Всерос. науч.-практ. конф. (Москва, 7 октября 2022 г.). — М. : ИПК РУДН, 2022.
11. Кунаков П. А. Соотношение категории «социально-правовая активность» со смежными категориями «социальная активность» и «правовая активность» / П. А. Кунаков // Вестник Владимирского юридического института. — 2007. — № 1 (2). — С. 240–241.
12. Комплексная профилактика агрессивного поведения в образовательной среде / К. Д. Хломов, А. А. Бочавер, Р. А. Андрианова и др. — М. : Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, 2022. — 364 с.
13. Каменская В. Г. Цифровые технологии и их влияние на социальные и психологические характеристики детей и подростков / В. Г. Каменская, Л. В. Томанов // Экспериментальная психология. — 2022. — Т. 15, № 1. — С. 139–159. — DOI: 10.17759/exppsy.2022150109
14. Детские суициды [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://newdaynews.ru/" target="_blank">https://newdaynews.ru/</a> society/764650.html (дата обращения: 10.02.2023).
15. Григорович Л. А. Формирование цифровой компетентности студентов психолого-педагогического и дефектологического направлений подготовки / Л. А. Григорович, Е. Б. Качалина, Э. В. Кулешова // Новое в психолого-педагогических исследованиях. — 2020. — № 2 (58).
16. Галкина Л. А. Психолого-педагогические условия развития социальной активности подростков / Л. А. Галкина // Вестник ВИЭПП. — 2020. — № 2. — С. 13–18.
17. Андрианова Р. А. Профилактика буллинга в школе: роль классного руководителя / Р. А. Андрианова // Подросток в мегаполисе: дистанционное взросление : сб. трудов XIV Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 6–8 апреля 2021 г.) / сост. А. А. Бочавер, М. Я. Кац

Остальные статьи