Социально-педагогический ресурс профилактики деструктивной активности подростков
Аннотация
Деструктивная активность подростков рассматривается как осознанное проявление разрушительной деятельности, способствующей противоправному поведению и поведенческим девиациям, приносящим вред социальному, психическому и физическому здоровью несовершеннолетних. Обосновано, что деструктивная активность подростков может привести к опасным последствиям: противоправному поведению, втягиванию в деструктивные сообщества, трагическим событиям, детским и подростковым суицидам. Актуализируется роль классного руководителя в раннем выявлении причин и условий, способствующих деструктивной активности обучающихся, в том числе и в информационном пространстве. Предлагаются позитивные интервенции, расширение пространства конструктивного взаимодействия в учебной и внеучебной деятельности. Особое внимание в статье уделяется оптимизации цифровых коммуникаций как инструментов социально-педагогической профилактики деструктивной активности обучающихся.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Новое в психолого-педагогических исследованиях № 01/2023 |
Страницы | 52-62 |
УДК | 37.013.42 |
DOI | 10.51944/20722516_2023_1_52 |
Предупреждение и преодоление деструктивной социальной активности несовершеннолетних является составной частью обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации.
На совещании Следственного комитета от 12 сентября 2022 года было отмечено, что несовершеннолетние в 2022 году совершили 16 000 преступлений. При этом каждое третье преступление относится к тяжким и особо тяжким, 59 % уголовных дел — кражи, хищения чужого имущества, 14 % уголовных дел связаны с незаконным оборотом наркотиков, 4 % преступлений было совершено на сексуальной почве [10].
А. А. Шемшурин, К. Д. Хломов, Р. А. Андрианова, В. А. Чернов, Е. И. Селиванова в 2021 году провели масштабное исследование состояния профилактической работы в 80 российских образовательных организациях из 40 российских регионов. В 51 школе (63,75 %) были выявлены обучающиеся, состоявшие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в 2020/21 учебном году; «совершение обучающимися правонарушений было зафиксировано в 2020–2021 учебном году в 53 (66,25 %) школах» [12, с. 116]. Данное исследование показало, что руководители и педагоги в 53 образовательных организациях из 80 не смогли предупредить противоправные поступки своих обучающихся.
Генеральная прокуратура отмечает рост числа несовершеннолетних с суицидальным поведением. Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка М. Львова-Белова в связи с этим обращает внимание на потребность детей в квалифицированной психологической помощи [5].
На Всероссийской научной конференции «Молодежь в современном мире: противодействие экстремизму», которая прошла 7 октября 2022 года в Российском университете дружбы народов, эксперты отметили протестный потенциал подростков, приводящий к деструктивной активности, способствующий втягиванию в экстремистские группы [1; 15].