Разработка и опыт внедрения практико-ориентированной модели профессиональной направленности студентов университета на примере специальности «Фармация»
Аннотация
Социально значимые профессии сегодня востребованы на рынке труда. Одной из таких специальностей является фармация, требующая ответственной подготовки, так как сотрудник выполняет обязанности взаимодействия с людьми и оказывает им медицинскую помощь. Поэтому перед вузами стоит актуальная проблема создания психолого-педагогических условий и внедрения их в образовательную практику. Также стоит учитывать, что классические подходы направлены только на формирование системы компетенций, а ими необходимо качественно владеть. На основе этого мы проанализировали специфику практико-ориентированного подхода, задачами которого являются получение и применение практических умений на производствах.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир психологии № 02/2023 |
Страницы | 266-276 |
УДК | 378.14.015.62 |
DOI | 10.51944/20738528_2023_2_266 |
Профессия фармацевта является актуальной в современном обществе и имеет свои особенности, поскольку направлена на сохранение и улучшение здоровья человека, профилактику и лечение заболеваний. Квалифицированный фармацевт — это специалист здравоохранения, который отвечает за рациональное использование лекарственных средств и прилагает все усилия для обеспечения пациентов эффективными лекарственными препаратами и качественными услугами. Концепция профессиональной подготовки декларирует, что структура, содержание и качество фармацевтического образования должны соответствовать государственным стандартам. Анализ квалификационных характеристик профессий в области здравоохранения показывает, что для успешной подготовки конкурентоспособного специалиста необходимо выделить ряд общих и профильных компетенций и сформировать соответствующие результаты программы для соискателей высшего образования [17]. Однако в университетах Российской Федерации реализация классических подходов обучения не дает полного представления о будущем компетентном, квалифицированном, функциональном специалисте, легко адаптирующемся к различным, порой нестандартным ситуациям и востребованном работодателями в условиях современного рынка. Для получения такого профессионала необходим практикоориентированный подход, сущность которого заключается в минимизации разрыва между теоретическими занятиями и практикой. Исходя из этого возникает проблема исследования: с помощью каких методов и средств должен быть реализован практико-ориентированный подход в высшей школе, чтобы не допустить границы между теоретическими и практическими знаниями и, как следствие, подготовить высококвалифицированного специалиста.
Цель нашего исследования — проанализировать практико-ориентированный подход как основу качественной профессиональной подготовки и реализовать его на примере специальности «Фармация».
В научном исследовании мы применяли следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы; педагогический эксперимент по внедрению практико-ориентированного профессионального сообщества «Клуб фармацевтов», анкетирование и статистические методы.
Теоретико-методологическим исследованием педагогических условий реализации практико-ориентированного подхода, моделей его внедрения, обоснованием в профессиональной подготовке занимались отечественные и зарубежные ученые (С. С. Алферьев, С. А. Берлина, М. Ю. Бокарев, В. Ю. Ваниева, Ю. П. Ветров, Е. И. Герасимов, Т. А. Дмитриенко, Н. П. Клушина, Д. Н. Корнеев, Е. И. Мычко, И. В. Петрова, И. А. Руднева, А. Н. Рыблова, В. Г. Северов, Е. В. Стахиева и др.) [1; 2]. Явление профессиональной компетенции и компетентности раскрывается в работах В. И. Байденко, A. C. Белкина, A. A. Вербицкого, Э. Ф. Зеера, И. А. Зимней, Ю. Г. Татура, И. Л. Федотенко и др. [3; 14].
Под практико-ориентированным подходом в педагогике понимается инновационный компонент профессиональной подготовки, который позволяет создать условия для объединения теоретических знаний и практических умений [15]. Особенностью такого подхода является организация учебного процесса с использованием различных методов и форм обучения в реальных ситуациях, сопровождающих конкретную профессиональную деятельность. Анализируя исследования ученых, практико-ориентированный подход можно трактовать в следующих смыслах: