Обучение учителей работе с детскими мнениями
Аннотация
Одна из трудностей перехода учителя на деятельностные стандарты образования состоит в необходимости разворачивания содержательных диалогов и дискуссий с учениками. Здесь описана технология работы учителя с детскими мнениями в системе Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова и представлен проект онлайн-обучения этой технологии. Метод обучения опирается на квестово-разветвленную структуру возможного урока, включает письменную фиксацию гипотез учителей о разворачивании урока, выбор пути и обсуждение разных точек зрения. Точечная апробация показала осмысленный характер дискуссий, вовлеченность учителей и динамику их профессиональной позиции.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир психологии № 02/2023 |
Страницы | 257-265 |
УДК | 37.025 |
DOI | 10.51944/20738528_2023_2_257 |
Введение
Переход на деятельностный подход в образовании, заявленный новыми образовательными стандартами, приводит к систематическим трудностям учителей в работе с детскими мнениями. Раньше это педагогическое умение было не так востребовано, поскольку учитель в основном имел дело с воспроизведением учениками транслированного им знания. Технология работы с высказываниями учеников была понятна, поскольку они были либо верными, с разной степенью точности воспроизводящими переданное знание, либо ошибочными.
Исследователи отмечают, что, несмотря на доказательства сильного влияния диалогических форм на эффективность обучения, оно встречается в классах нечасто [5; 8; 12]. Возможно, не подготовленный к такой работе учитель теряется, не понимая, как реагировать на разнообразные высказывания, не осознает, какие действия он должен совершить, чтобы разворачивание учебной ситуации не было стихийным, а приводило к понятным и запланированным результатам.
В предыдущие годы в рамках образовательной системы Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова сформировались определенные представления о том, как разворачивать работу с детскими мнениями в ситуации совместного решения учебных задач. В частности, это было связано с тем, что учителя, начинавшие работать по этой системе, испытывали аналогичные трудности, которые приходилось преодолевать совместными усилиями на курсах переподготовки.
Технология работы с детскими мнениями в системе Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова отличается от метода разворачивания учебных диалогов в Школе диалога культур [3], ценность которого — в утверждении «торжества разнообразия»1.