Дата публикации: 01.04.2023

Обучение учителей работе с детскими мнениями

Аннотация

Одна из трудностей перехода учителя на деятельностные стандарты образования состоит в необходимости разворачивания содержательных диалогов и дискуссий с учениками. Здесь описана технология работы учителя с детскими мнениями в системе Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова и представлен проект онлайн-обучения этой технологии. Метод обучения опирается на квестово-разветвленную структуру возможного урока, включает письменную фиксацию гипотез учителей о разворачивании урока, выбор пути и обсуждение разных точек зрения. Точечная апробация показала осмысленный характер дискуссий, вовлеченность учителей и динамику их профессиональной позиции.




Введение

Переход на деятельностный подход в образовании, заявленный новыми образовательными стандартами, приводит к систематическим трудностям учителей в работе с детскими мнениями. Раньше это педагогическое умение было не так востребовано, поскольку учитель в основном имел дело с воспроизведением учениками транслированного им знания. Технология работы с высказываниями учеников была понятна, поскольку они были либо верными, с разной степенью точности воспроизводящими переданное знание, либо ошибочными.

Исследователи отмечают, что, несмотря на доказательства сильного влияния диалогических форм на эффективность обучения, оно встречается в классах нечасто [5; 8; 12]. Возможно, не подготовленный к такой работе учитель теряется, не понимая, как реагировать на разнообразные высказывания, не осознает, какие действия он должен совершить, чтобы разворачивание учебной ситуации не было стихийным, а приводило к понятным и запланированным результатам.

В предыдущие годы в рамках образовательной системы Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова сформировались определенные представления о том, как разворачивать работу с детскими мнениями в ситуации совместного решения учебных задач. В частности, это было связано с тем, что учителя, начинавшие работать по этой системе, испытывали аналогичные трудности, которые приходилось преодолевать совместными усилиями на курсах переподготовки.

Технология работы с детскими мнениями в системе Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова отличается от метода разворачивания учебных диалогов в Школе диалога культур [3], ценность которого — в утверждении «торжества разнообразия»1.

Список литературы

1. 1. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. — Москва : ИНТОР, 1998. — 544 с.
2. 2. Ильенков, Э. В. Школа должна учить мыслить / Э. В. Ильенков. — URL: <a href="http://" target="_blank">http://</a> caute.tk/ilyenkov/texts/sch/index.html (дата обращения: 08.11.2022).
3. 3. Курганов, С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге : кн. для учителя / С. Ю. Курганов // Россия : Образовательные проекты. — 2020. — URL: <a href="https://www." target="_blank">https://www.</a> google.ru/books/edition (дата обращения: 25.10.2022).
4. 4. Неврюев, А. Н. Связь отношения к дистанционному обучению студентов с отчуждением от учебы и эмоциональным выгоранием / А. Н. Неврюев, О. А. Сычев, И. Р. Сариева // Психологическая наука и образование. — 2022. — Т. 27, № 1. — С. 136–146. — DOI: 10.17759
5. 5. Обухова, О. Л. В поисках субъекта учебной деятельности / О. Л. Обухова, Г. А. Цукерман, Н. А. Шибанова // Культурно-историческая психология. — 2022. — Т. 18, № 4. — С. 80–89. — DOI: 10.17759/chp.2022180408
6. 6. Пропедевтический курс «Природоведение»: обучение учителей / Е. В. Высоцкая, М. А. Янишевская, А. Д. Лобанова, С. Б. Хребтова // Сборник материалов III съезда тренеров-технологов деятельностных образовательных практик / ред.-сост. В. А. Львовский. — Мос
7. 7. Рубцов, В. В. Психологическое исследование генеза и развития житейских понятий в условиях учебного диалога (первый этап) / В. В. Рубцов, А. А. Марголис, М. В. Телегин // Психологическая наука и образование. — 2007. — Т. 12, №2. — С. 61–72.
8. 8. Рубцов, В. В. Влияние способов организации учебных взаимодействий на развитие коммуникативно-рефлексивных способностей детей 6–10 лет / В. В. Рубцов, И. М. Улановская // Психологическая наука и образование. — 2022. — Т. 27, № 1. — С. 5–16. — DOI: 10.17
9. 9. Чудинова, Е. В. О месте и роли вопрошания в учебной деятельности / Е. В. Чудинова // Психологическая наука и образование. — 2020. — Т. 25, № 4. — С. 60–70. — DOI: 10.17759/pse.2020250406
10. 10. Чудинова, Е. В. Современная цифровая дидактика: превращение инструмента наглядности в инструмент организации мышления / Е. В. Чудинова // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE2021): сб. ст. II Всерос. науч.-практ. конф. с междунар.
11. 11. Bouchrika, I. Pedagogy in Education : Guide To Frameworks & Teaching Methods / I. Bouchrika. — URL: <a href="https://research.com/education/pedagogy-in-education" target="_blank">https://research.com/education/pedagogy-in-education</a> (date of the application: 07.03.2023).
12. 12. Next Generation Research in Dialogic Learning / L. B. Resnick, C. Asterhan, S. Clarke, F. Schantz // Wiley Handbook of Teaching and Learning / ed. by G. E. Hall [et al.]. — Medford, 2018. — P. 323–338.
13. 13. Online teacher training. — URL: <a href="https://www.onlineteachertraining.in/" target="_blank">https://www.onlineteachertraining.in/</a> (date of the application: 07.03.2023).

Остальные статьи