Профориентационная игра как метод формирования и развития профессиональных планов одаренных подростков
Аннотация
Профессиональная ориентация одаренных подростков предполагает применение методов, которые учитывают социально-психологические особенности этой группы. Цель исследования — выявить влияние профориентационной игры на формирование и развитие профессиональных планов одаренных подростков. В исследовании приняли участие 65 старшеклассников, обучающихся в центре одаренных детей, которые были разделены на контрольную и экспериментальную группы. С испытуемыми второй группы проводилась профориентационная игра. До и после проведения эксперимента осуществлялось психодиагностическое обследование обеих групп с помощью опросника Н. С. Пряжникова по построению личной профессиональной перспективы. Для выявления различий использовались два непараметрических критерия (Т-Вилкоксона и χ2 Пирсона). Установлено, что профориентационная игра способствует формированию и развитию профессиональных планов одаренных подростков.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир психологии № 02/2023 |
Страницы | 248-256 |
УДК | 159.99 |
DOI | 10.51944/20738528_2023_2_248 |
Введение
Будущее российского общества, эффективное решение экономических и социальных задач в определенной мере связываются с выявлением, развитием, реализацией потенциала одаренных детей. В этом контексте особое значение для системы образования приобретают обучение и воспитание детей и подростков с одаренностью. В Российской Федерации разработана нормативно-правовая база по работе с одаренными и талантливыми детьми в образовательных организациях, определены концептуальные основы развития таких учреждений [13], что не снимает остроту проблемы ранней профориентации ребенка, обеспечения его психологопедагогической поддержки при выборе будущей профессии.
Профессиональное становление одаренных подростков является объектом изучения как отечественных, так и зарубежных ученых. И те и другие признают, что этот процесс имеет ряд особенностей. Вопервых, в отличие от сверстников, одаренные подростки демонстрируют более широкий спектр интересов и увлечений [18], обладают более развитыми способностями в различных областях знаний [17], способны к наивысшим формам творчества [3]. Такой богатый личностный потенциал одаренных подростков не только помогает в процессе их профессионализации, но в то же время затрудняет его, сделав тернистыми определенные этапы. Например, таким детям трудно решить, в каком направлении продолжить профессиональное развитие, выбрать будущую специальность [17]. Во-вторых, несмотря на то что выбор профессионального пути человека основывается на системе личностных ценностей, при построении карьеры одаренные дети испытывают сильное давление на их решения и поступки из-за высоких ожиданий окружающих [19]. В-третьих, одаренные подростки в силу когнитивных, эмоциональных и других особенностей могут проходить типичные этапы возрастного и социального развития по другому графику, чем их ровесники [22]. По мнению ученых, это отражается и на длительности профессиональных этапов. Например, одаренные личности обычно получают более глубокое образование в высшей школе [22].
Вследствие вышесказанного возникает вопрос: нуждаются ли одаренные подростки в особом подходе, направленном на формирование и развитие не только способностей, но и их профессиональных планов? Предметом современных исследований преимущественно выступают разработка и внедрение программ, стратегий и методов обучения, предназначенных для данной категории подростков [20], либо изучение личностных и профессионально важных качеств педагогов, влияющих на успех образовательного процесса и психологического благополучия одаренных подростков [4; 6; 8]. Несмотря на то что запрос на консультирование по определению карьерной траектории и развитию ее является весьма популярным среди одаренных подростков и их родителей [2; 25], при подборе методов профориентации не учитываются социально-психологические особенности данной категории детей, что позволило бы активизировать потенциал профориентации подростков [11]. Учет интересов, способностей и склонностей одаренных подростков поможет не только сформировать профессиональные планы, но и инициировать деятельность субъекта по их реализации. В ходе подобных консультаций могут использоваться как проективные методики построения профессионального пути [9], так и профориентационные игры [7]. Фокусировка внимания на планировании профессионального пути одаренных подростков и поиск новых методов профориентационной работы с данной категорией учащихся приводят к постановке соответствующей цели исследования — определить влияние профориентационной игры на формирование и развитие профессиональных планов одаренных подростков.