Дата публикации: 01.04.2023

Профориентационная игра как метод формирования и развития профессиональных планов одаренных подростков

Аннотация

Профессиональная ориентация одаренных подростков предполагает применение методов, которые учитывают социально-психологические особенности этой группы. Цель исследования — выявить влияние профориентационной игры на формирование и развитие профессиональных планов одаренных подростков. В исследовании приняли участие 65 старшеклассников, обучающихся в центре одаренных детей, которые были разделены на контрольную и экспериментальную группы. С испытуемыми второй группы проводилась профориентационная игра. До и после проведения эксперимента осуществлялось психодиагностическое обследование обеих групп с помощью опросника Н. С. Пряжникова по построению личной профессиональной перспективы. Для выявления различий использовались два непараметрических критерия (Т-Вилкоксона и χ2 Пирсона). Установлено, что профориентационная игра способствует формированию и развитию профессиональных планов одаренных подростков.




Введение

Будущее российского общества, эффективное решение экономических и социальных задач в определенной мере связываются с выявлением, развитием, реализацией потенциала одаренных детей. В этом контексте особое значение для системы образования приобретают обучение и воспитание детей и подростков с одаренностью. В Российской Федерации разработана нормативно-правовая база по работе с одаренными и талантливыми детьми в образовательных организациях, определены концептуальные основы развития таких учреждений [13], что не снимает остроту проблемы ранней профориентации ребенка, обеспечения его психологопедагогической поддержки при выборе будущей профессии.

Профессиональное становление одаренных подростков является объектом изучения как отечественных, так и зарубежных ученых. И те и другие признают, что этот процесс имеет ряд особенностей. Вопервых, в отличие от сверстников, одаренные подростки демонстрируют более широкий спектр интересов и увлечений [18], обладают более развитыми способностями в различных областях знаний [17], способны к наивысшим формам творчества [3]. Такой богатый личностный потенциал одаренных подростков не только помогает в процессе их профессионализации, но в то же время затрудняет его, сделав тернистыми определенные этапы. Например, таким детям трудно решить, в каком направлении продолжить профессиональное развитие, выбрать будущую специальность [17]. Во-вторых, несмотря на то что выбор профессионального пути человека основывается на системе личностных ценностей, при построении карьеры одаренные дети испытывают сильное давление на их решения и поступки из-за высоких ожиданий окружающих [19]. В-третьих, одаренные подростки в силу когнитивных, эмоциональных и других особенностей могут проходить типичные этапы возрастного и социального развития по другому графику, чем их ровесники [22]. По мнению ученых, это отражается и на длительности профессиональных этапов. Например, одаренные личности обычно получают более глубокое образование в высшей школе [22].

Вследствие вышесказанного возникает вопрос: нуждаются ли одаренные подростки в особом подходе, направленном на формирование и развитие не только способностей, но и их профессиональных планов? Предметом современных исследований преимущественно выступают разработка и внедрение программ, стратегий и методов обучения, предназначенных для данной категории подростков [20], либо изучение личностных и профессионально важных качеств педагогов, влияющих на успех образовательного процесса и психологического благополучия одаренных подростков [4; 6; 8]. Несмотря на то что запрос на консультирование по определению карьерной траектории и развитию ее является весьма популярным среди одаренных подростков и их родителей [2; 25], при подборе методов профориентации не учитываются социально-психологические особенности данной категории детей, что позволило бы активизировать потенциал профориентации подростков [11]. Учет интересов, способностей и склонностей одаренных подростков поможет не только сформировать профессиональные планы, но и инициировать деятельность субъекта по их реализации. В ходе подобных консультаций могут использоваться как проективные методики построения профессионального пути [9], так и профориентационные игры [7]. Фокусировка внимания на планировании профессионального пути одаренных подростков и поиск новых методов профориентационной работы с данной категорией учащихся приводят к постановке соответствующей цели исследования — определить влияние профориентационной игры на формирование и развитие профессиональных планов одаренных подростков.

Список литературы

1. 25. Smith, C. K. Supporting the Career Development of Gifted Students : New Role and Function for School Psychologists / C. K. Smith, S. M. Wood // Psychology in the Schools. — 2020. — Vol. 57, № 10. — P. 1558–1568. — <a href="https://doi.org/10.1002/pits.22344" target="_blank">https://doi.org/10.1002/pits.22344</a>
2. 24. Renzulli, J. S. The Revolving-Door Model : A New Way of Identifying the Gifted / J. S. Renzulli, S. M. Reis, L. H. Smith // Phi Delta Kappen. — 1981. — Vol. 62. — P. 648–649.
3. 23. Renzulli, J. S. An alternative approach to identifying and programming for gifted and talented students / J. S. Renzulli // Gifted Child Today. — 1980. — Vol. 15. — P. 4–11.
4. 22. Peterson, J. S. Counseling the Gifted / J. S. Peterson, S. M. Moon // Handbook of Giftedness in Children / ed. by S. I. Pfeiffer. — New York, 2008. — P. 223–245. — <a href="https://doi." target="_blank">https://doi.</a> org/10.1007/978-0-387-74401-8_12
5. 21. MeTycoon : A game-based approach to career guidance / I. Dunwell, P. Lameras, S. De Freitas [et al.] // 5th International Conference on Games and Virtual Worlds for Serious Applications (VS-GAMES) // IEEE. — 2013. — P. 1–6. — <a href="http://dx.doi.org/10.1109" target="_blank">http://dx.doi.org/10.1109</a>
6. 20. Karnes, F. A. Methods and materials for teaching the gifted/ F. A. Karnes, S. M. Bean.— 5th ed. — New York : Routledge, 2021. — 516 p. — <a href="https://doi.org/10.4324/9781003236610" target="_blank">https://doi.org/10.4324/9781003236610</a>
7. 19. Щебланова, Е.И.Особые трудности профессионального выбора интеллектуально одаренных старшеклассников / Е. И. Щебланова // Личностно-профессиональное и карьерное развитие: актуальные исследования и форсайт-проекты : сб. ст. XIV Междунар. науч.-практ. ко
8. 18. Щебланова, Е. И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики / Е. И. Щебланова. — Москва : Изд-во Московского психолого-cоциального института, 2004. — 368 с.
9. 17. Шумакова, Н.Б. «Подводные камни» профессионального самоопределения одаренных подростков и их сверстников / Н. Б. Шумакова // Личностно-профессиональное и карьерное развитие: актуальные исследования и форсайт-проекты : сб. ст. XIV Междунар. науч.-практ
10. 16. Шкалы внутренней и внешней академической мотивации школьников / Т. О. Гордеева, О. А. Сычев, В. В. Гижицкий, Т. К. Гавриченкова // Психологическая наука и образование. — 2017. — Т. 22, № 2. — С. 65–74.
11. 15. Туник, Е. Е. Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышления / Е. Е. Туник. — Санкт-Петербург : Питер, 2013. — 320 с.
12. 14. Специфические аспекты формирования профессиональных планов одаренными подростками / О. Ю. Ангелова, М. В. Прохорова, Т. О. Подольская, А. Н. Фортунатов // Ярославская психологическая школа: история, современность, перспективы : сб. матер Всерос. науч.
13. 13. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их даль нейшего развития : Постановление Правительства РФ от 17.11.2015 № 1239. — Доступ из СПС «Гарант» (дата о
14. 12. Рабочая концепция одаренности / отв. ред. Д. Б. Богоявленская [и др.]. — 2-е изд., расш. и перераб.— Москва : Министерство образования Российской Федерации, 2003. — 94 c.
15. 11. Пряжников, Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика / Н. С. Пряжников. — Москва : Академия, 2007. — 320 с.
16. 10. Пряжников, Н. С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8–11 классы) / Н. С. Пряжников. — Москва : ВАКО, 2005. — 288 с.
17. 9. Прохорова, М. В. Опросная методика «Планирование профессионального пути» как инструмент научных и прикладных исследований / М. В. Прохорова, А. В. Савичева // Alma Mater (Вестник высшей школы). — 2022. — № 12. — С. 38–45. — <a href="https://" target="_blank">https://</a> doi.org/10.20339/AM
18. 8. Петрова, С. О. Представления интеллектуально одаренных школьников о характеристиках успешных учителей / С. О. Петрова // Новая психология профессионального труда педагога: от нестабильной реальности к устойчивому развитию, Москва, 05–06 июля 2021 г. —
19. 7. Николаева, Э. Ф. Роль профориентационных игр в решении задач профессионального самоопределения подростков / Э. Ф. Николаева, М. А. Ковалева // Гуманитарные балканские исследования. — 2019. — Т. 3, № 1 (3). — С. 40–42.
20. 6. Кашапов, М. М. Ресурсная готовность педагога к работе с одаренными обучаемыми / М. М. Кашапов // Человеческий фактор: социальный психолог. — 2019. — № 2 (38). — С. 90–101.
21. 5. Гордеева, Т. О. Мотивационные предпосылки одаренности: от модели Дж. Рензулли к интегративной модели мотивации / Т. О. Гордеева // Психологические исследования. — 2011. — № 1 (15). — С. 7.
22. 4. Влияние личностных характеристик учителя на психологическое благополучие одаренных обучающихся / Л. И. Акованцева, Л. М. Митина, В. Н. Барцевич [и др.] // Личностное и профессиональное развитие детей, молодежи, взрослых: проблемы и решения : сб. ст. XI
23. 3. Богоявленская, Д. Б. Психологические основы профилактики криминализации таланта / Д. Б. Богоявленская // Прикладная юридическая психология. — 2019. — № 3 (48). — С. 8–15. — <a href="https://doi.org/10.33463/2072-8336.2019.3(48).008-015" target="_blank">https://doi.org/10.33463/2072-8336.2019.3(48).008-015</a>
24. 2. Белова, Е. С. Вопросы консультирования родителей одаренных дошкольников / Е. С. Белов // II Международная конференция по консультативной психологии и психотерапии, посвященная памяти Ф. Е. Василюка, Москва, 05–07 ноября 2020 г. : сб. матер. — Москва,
25. 1. Адамчук, Д. В. Профессиональные и образовательные планы с позиции школьников и учителей / Д. В. Адамчук // Управление образованием: теория и практика. — 2018. — № 4 (32). — С. 50–59.

Остальные статьи