Дата публикации: 01.04.2023

Формирование индивидуальности близнецов в процессе обучения

Аннотация

Статья посвящена анализу представлений близнецов о факторах формирования индивидуальности близнецов в процессе школьного обучения. Исследование выполнено в рамках дифференциально-психологического подхода. Объект анализа — феноменологические интервью со взрослыми близнецами. Результаты показали, что учителя не всегда учитывают специфику близнецовой ситуации, не ставят задачу дифференцировать близнецов друг от друга и не берут в расчет предпочтения самих близнецов.




За последние 30 лет общемировой близнецовый показатель увеличился на 30 % [5; 18]. Причины — достижения медицины, позволяющие продлевать период гестации, выхаживать недоношенных младенцев, развитие репродуктивных технологий, увеличение возраста матерей и др.

В исследованиях обнаруживается, что формирование личностных и когнитивных характеристик близнецов происходит по-другому, чем у одиночнорожденных индивидов [3; 4; 8; 12; 25; 27]. На основании этих исследований вырабатываются рекомендации, касающиеся того, какие факторы необходимо учитывать при воспитании и обучении близнецов. Информация такого рода становится все более доступной, но близнецы и сегодня — группа риска.

Исследования свидетельствуют о том, что показатели интеллекта и академической успеваемости близнецов в среднем оказываются ниже, чем у одиночнорожденных сверстников [3; 6; 27]. Отставание близнецов происходит больше по вербальному интеллекту, связанному с речью [11; 15; 24; 27].

В 2008 г. сотрудниками кафедры психогенетики МГУ им. М. В. Ломоносова [6; 7] было проведено исследование, цель которого — сравнительный анализ школьной успеваемости близнецов и их одиночнорожденных одноклассников. В исследовании участвовало 6 758 близнецов и 4 500 одиночнорожденных детей. Результаты продемонстрировали, что близнецы в целом учатся хуже.

Первая группа причин отставания близнецов — пренатальные проблемы. Многоплодная беременность чревата осложнениями, она короче, чем одноплодная. Близнецы чаще рождаются недоношенными, с низким весом [13; 20]. Низкий вес при рождении коррелирует с более низкими показателями интеллекта, может приводить к неврологическим проблемам (нарушениям моторных навыков, координации, зрительно-моторного восприятия) и может иметь долгосрочный эффект [14; 20].

Список литературы

1. 28. Zazzо, R. The twin condition and the couple effects on personality development / R. Zazzо // Acta Geneticae Medicae et Gemellogiae. — 1979. —Vol. 25. — P. 343–352.
2. 27. Voracek, M. Twin-singleton differences in intelligence: a meta-analysis / M. Voracek, T. Haubner // Psychological Reports — 2008. — Vol. 102, № 3. — P. 951–962. — DOI: 10.2466/pr0.102.3.951-962
3. 26. Using twins to better understand sibling relationships / K. Mark, A. Pike, R. M. Latham, B. R. Oliver // Behavior Genetics. — 2017. — Vol. 47, № 2. — DOI: 10.1007/ s10519-016-9825-z
4. 25. Twin-Singleton Comparisons Across Multiple Domains of Life / G. Willemsen, V. Odintsova, E. de Geus, D. I. Boomsma // Twin and Higher-order Pregnancies / ed. by A. Khalil [et al.]. — Cham, 2021. — <a href="https://doi.org/10.1007/978-3-030-47652-6_4" target="_blank">https://doi.org/10.1007/978-3-030-47652-6_4</a>
5. 24. Twins and Singletons Linguistic Environment : A Sistematic Review / T. Trombetta, P. Brustia, L. Curti [et al.] // Frontiers in Psychology. — 2019. — Vol. 10. — DOI: 10.3389/ fpsyg.2019.02005
6. 23. Twin classroom dilemma : To study together or separately? / G. Garon-Carrier, M. G. Tosto, S. B. Malykh [et al.] // Developmental Psychology — 2018. — Vol. 54, № 7. — P. 1244–1254. — DOI: 10.1037/dev0000519
7. 22. Segal, N. Personality traits, mental abilities and other individual differences : Monozygotic female twins raised apart in South Korea and the United States / N. Segal, Y.-M. Hur // Personality and Individual Differences. — 2022. — Vol. 194. — <a href="https:/" target="_blank">https:/</a>
8. 21. Segal, H. “Side by side”: Development of twin relationship dimensions from early to middle childhood and the role of zygosity and parenting / H. Segal, A. Knafo-Noam // Journal of Social and Personal Relationships. — 2021. — Vol. 38, № 9. — <a href="https://do" target="_blank">https://do</a>
9. 20. Pregnancy weight gain in twin gestations and maternal and child health outcomes at 5 years / L. M. Bodnar, A. R. Cartus, S. M. Parisi, B. F Abrams // International Journal of Obesity. — 2021. — Vol. 45. — P. 1382–1391. — <a href="https://doi.org/10.1038/s41366" target="_blank">https://doi.org/10.1038/s41366</a>
10. 19. Nature, nurture and academic achievement : A twin study of teacher assessments of 7-year-old / S. Walker, A. Petrill, F. Spinath, R. Plomin // British Journal of Educational Psychology. — 2004. — Vol. 74. — P. 323–342.
11. 18. Monden, C. Twin Peaks: more twinning in humans than ever before / C. Monden, G. Pison, J. Smits // Human Reproduction. — 2021. — Vol. 36, № 6. — <a href="https://" target="_blank">https://</a> doi.org/10.1093/humrep/deab029
12. 17. Moini, J. Global emergency of mental disorders / J. Moini, J. Koenitzer, F. LoGalbo. — London, 2021.
13. 16. Klein, B. New Understandings of Twin Relationships. From Harmony to Estrangement and Loneliness / B. Klein, S. A. Hart, J. Martinez. — New York : Routledge, 2020. — <a href="https://doi.org/10.4324/9780429277351" target="_blank">https://doi.org/10.4324/9780429277351</a>
14. 15. Identical Genes, Unique Environments : A Qualitative Exploration of Persistent Monozygotic-Twin Discordance in Literacy and Numeracy / S. A. Larsen, B. Byrne, C. W. Little [et al.] // Frontiers in Education. — 2019. — Vol. 4. — DOI: 10.3389/feduc.2019
15. 14. Familial confounding on the ability to read minds : A co-twin control study / J. Isaksson, M. J. Taylor, K. Lundin [et al.] // Autism. — 2019. — Vol. 25, № 5. — DOI: 10.1177/1362361319836380
16. 13. Cognitive and motor outcomes in children born low birth weight: a systematic review and meta-analysis of studies from South Asia / R. P. Upadhyay, G. Naik, T. S. Choudhary [et al.] // BMC Pediatr. — 2019. — Vol. 19. — P. 35. — DOI: 10.1186/s12887-019-
17. 12. Bacon, K. 5 Contexts of Twinship : Discourses and Generation / K. Bacon // Contextualizing Childhoods / ed. by S. Frankel, S. McNamee. — Cham, 2019. — <a href="https://doi." target="_blank">https://doi.</a> org/10.1007/978-3-319-94926-0_8
18. 11. Чернов, Д. Н. Речевое развитие детей-близнецов / Д. Н. Чернов // Вопросы психологии. — 2001. — № 2. — С. 119–130.
19. 10. Смирнов, А. Г. Речевое развитие и психофизиологические характеристики шестилетних дизиготных близнецов / А. Г. Смирнов, А. В. Куражова, Е. Е. Ляксо // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 3. — 2013. — № 4. — С. 102–112.
20. 9. Кузьмина, А. С. Внутрипарное взаимодействие и особенности самосознания личности близнецов в дошкольном возрасте / А. С. Кузьмина, Е. С. Прайзендорф // Психолог. — 2021. — № 1. — С. 73–87. — DOI: 10.25136/2409-8701.2021.1.34029
21. 8. Кузьмина, А. С. Эффекты влияния близнецовой ситуации на развитие самосознания дошкольников / А. С. Кузьмина // Бюллетень медицинской науки. — 2020. — Т. 17, № 15. — С. 26–27.
22. 7. Зырянова, Н. М. Академическая успешность близнецов и их одиночнорожденных сверстников / Н. М. Зырянова // Психологические исследования. — 2009. — Т. 2, № 7. — <a href="https://doi.org/10.54359/ps.v2i7.963" target="_blank">https://doi.org/10.54359/ps.v2i7.963</a>
23. 6. Егорова, М. С. Академическая успеваемость близнецов и одиночнорожденных детей : кросс-культурное исследование / М. С. Егорова, Ю. Д. Черткова // Психологические исследования. — 2016. — Т. 9, № 48. — URL: <a href="http://psystudy.ru" target="_blank">http://psystudy.ru</a> (дата обращения: 23.03.2023).
24. 5. Егорова, М. Динамика близнецовой рождаемости в России (1959–2008) / М. Егорова, С. Пьянкова // Психологические исследования. — 2010. — Т. 3, № 13. — <a href="https://doi.org/10.54359/ps.v3i13.893с" target="_blank">https://doi.org/10.54359/ps.v3i13.893с</a>
25. 4. Егорова, М. С. Близнецовые исследования: современные тенденции / М. С. Егорова // Вопросы психологии. — 2004. — № 3. — С. 128–129.
26. 3. Воробьева, Е. В. Исследование интеллекта и мотивации достижения близнецов / Е. В. Воробьева, В. А. Попова // Российский психологический журнал. — 2018. — № 6 (1). — С. 46. — DOI: 10.21702/rpj.2009.1.4
27. 2. Богомягкова, О. Н. Особенности личностной сферы и семейных установок матерей, имеющих детей-близнецов / О. Н. Богомягкова, Н. Н. Баландина // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педа
28. 1. Близнецы от рождения до трех лет / Е. Сергиенко, Г. Виленская, Т. Рязанова, А. Дозорцева. — Москва : Когито-Центр, 2002. — 142 с.

Остальные статьи