Дата публикации: 01.04.2023

Структура педагогического социального интеллекта

Аннотация

В статье рассматриваются подходы к описанию социального интеллекта и некоторые из ключевых отечественных моделей, на основании анализа которых была разработана авторская модель педагогического социального интеллекта.




В настоящее время проблема субъектных качеств педагога, которые влияют на эффективность выполняемой им деятельности, является предметом активных теоретических и эмпирических исследований. В России изучением этого вопроса занимаются Н. В. Кузьмина и представители ее школы (С. В. Кондратьева, А. К. Маркова, Л. М. Митина и др.). Так, в рамках системного личностно-развивающего подхода Л. М. Митина [10] выделила комплекс внутренних, внешних и внешневнутренних психологических условий личностно-профессионального развития педагога, который можно задействовать для совершенствования профессиональной подготовки будущих педагогов и повышения эффективности профессиональной деятельности уже действующих специалистов.

Одним из наиболее важных таких качеств является социальный интеллект. А. К. Маркова [8] отмечала, что каждый из компонентов деятельности педагога включает в себя то или иное проявление социального интеллекта.

Социальный интеллект — важная характеристика не только с точки зрения эффективности педагогической деятельности в условиях современной образовательной среды [2; 3; 17] и ее пользы для социума, но и с позиции качества жизни самих педагогов: например, исследования показывают, что социальный интеллект связан с психологическим благополучием и жизненной удовлетворенностью [15; 16].

Наиболее полное, на наш взгляд, определение социального интеллекта дала В. Н. Куницына [6]. Она предлагает понимать его как глобальную способность, которая основывается на интеллектуальных, личностных, поведенческих и коммуникативных чертах человека, а также на процессах саморегуляции и их энергетической обеспеченности, за счет чего человек может прогнозировать развитие межличностных ситуаций, интерпретировать получаемую информацию и поведение других людей, быть готовым к социальному взаимодействию и принятию решений. Модель В. Н. Куницыной представлена следующими компонентами:

1) коммуникативно-личностным потенциалом, который автор считает стержневым аспектом социального интеллекта: это индивидуальнопсихологические свойства личности, которые способствуют либо препятствуют общению и установлению социальных взаимосвязей и на базе которых формируются психологическая контактность и коммуникативная совместимость, являющиеся интегральными коммуникативными свойствами личности;

Список литературы

1. 17. Widodo, W. Exploring the Effect of Knowledge Management and Social Intelligence on Professional Performance of Mathematics Teachers : A Mediating by Achievement Moti-vation / W. Widodо, M. Suendarti, H. Hasbullah // Journal of Xidian University. — 202
2. 16. Social Intelligence and Psychological Distress : Subjective and Psychological Well-Being as Mediators / C. M. Azañedo, S. S. Llorente, T. Artola, [et al.] // International Journal of Environmental Research and Public Health. — 2020. — Vol. 17, № 21. —
3. 15. Prabha, S. Social Intelligence in Relation to Subjective Well-Being Among Adults / S. Prabha, U. Mittal // IAHRW International Journal of Social Sciences Review. — 2019. — Vol. 7, № 5. — P. 1051–1053.
4. 14. Социальный интеллект: теории, измерения, исследования / под ред. Д. В. Лю-сина, Д. В. Ушакова. — Москва : Изд-во Института психологии РАН, 2004. — 176 с.
5. 13. Смоляр, В. В. Социальный интеллект учителя / В. В. Смоляр // Психология об-разования в XXI веке: теория и практика : сб. матер. конф. — URL: <a href="https://psyjournals.ru/nonserialpublications/education21/contents/54953" target="_blank">https://psyjournals.ru/nonserialpublications/education21/contents/54953</a> (дата обращения: 20.03.2023).
6. 12. Савенков, А. И. Структура социального интеллекта / А. И. Савенков // Совре-менная зарубежная психология. — 2018. — № 2. — С. 7–15.
7. 11. Михайлова, Е. С. Социальный интеллект. Концепции, модели, диагностика / Е. С. Михайлова. — Санкт-Петербург : Изд-во СПбГУ, 2007. — 266 с.
8. 10. Митина, Л. М. Психология профессиональной деятельности педагога: систем-ный личностно-развивающий подход / Л. М. Митина // Вестник Московского универ-ситета. Серия «Педагогическое образование». — 2012. — № 3. — С. 48–64.
9. 9. Мезинов, В. Н. Социальный интеллект будущего учителя: сущность, содержа-ние, структура / В. Н. Мезинов, И. Ю. Филатова // Вестник Костромского государ-ственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. — 2018. — Т. 24, № 1. — С. 75–7
10. 8. Маркова, А. К. Психология труда учителя : кн. для учителя / А. К. Маркова. — Москва : Просвещение, 1993. — 192 с.
11. 7. Куракина, А. О. Педагогические условия развития социального интеллекта сту-дентов в образовательном процессе педагогического вуза / А. О. Куракина // Фунда-ментальные исследования. — 2012. — № 11/6. — С. 1382–1385.
12. 6. Куницына, В. Н. Межличностное общение : учеб. для вузов / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша. — Санкт-Петербург : Питер, 2003. — 544 с.
13. 5. Кузьмина, Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера произ-водственного обучения / Н. В. Кузьмина. — Москва : Высшая школа, 1990. — 117 с.
14. 4. Дмитриева, А. В. Взаимосвязь структуры личности педагога и основных кате-горий структуры социального интеллекта / А. В. Дмитриева // Актуальные проблемы педагогики и психологии. — 2022. — Т. 3, № 4. — С. 9–16.
15. 3. Дмитриева, А. В. Психологические качества и компетенции педагога с точки зрения социального интеллекта / А. В. Дмитриева // Философия образования в отече-ственной культурно-исторической традиции: история и современность : сб. ст. VII Все-рос. науч.-пра
16. 2. Дмитриева, А. В. Детерминирующая роль социального интеллекта в саморе-ализации педагога в условиях дистанционного образования / А. В. Дмитриева // Об-разование в изменяющемся обществе: новый взгляд на теорию и практику (Девятые Лозинские чтения) : мате
17. 1. Белова, С. С. В психометрических поисках социального интеллекта / С. С. Бе-лова // Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. — Москва, 2009. — С. 187–215.

Остальные статьи