Структура педагогического социального интеллекта
Аннотация
В статье рассматриваются подходы к описанию социального интеллекта и некоторые из ключевых отечественных моделей, на основании анализа которых была разработана авторская модель педагогического социального интеллекта.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир психологии № 02/2023 |
Страницы | 231-239 |
УДК | 37.015.3 |
DOI | 10.51944/20738528_2023_2_231 |
В настоящее время проблема субъектных качеств педагога, которые влияют на эффективность выполняемой им деятельности, является предметом активных теоретических и эмпирических исследований. В России изучением этого вопроса занимаются Н. В. Кузьмина и представители ее школы (С. В. Кондратьева, А. К. Маркова, Л. М. Митина и др.). Так, в рамках системного личностно-развивающего подхода Л. М. Митина [10] выделила комплекс внутренних, внешних и внешневнутренних психологических условий личностно-профессионального развития педагога, который можно задействовать для совершенствования профессиональной подготовки будущих педагогов и повышения эффективности профессиональной деятельности уже действующих специалистов.
Одним из наиболее важных таких качеств является социальный интеллект. А. К. Маркова [8] отмечала, что каждый из компонентов деятельности педагога включает в себя то или иное проявление социального интеллекта.
Социальный интеллект — важная характеристика не только с точки зрения эффективности педагогической деятельности в условиях современной образовательной среды [2; 3; 17] и ее пользы для социума, но и с позиции качества жизни самих педагогов: например, исследования показывают, что социальный интеллект связан с психологическим благополучием и жизненной удовлетворенностью [15; 16].
Наиболее полное, на наш взгляд, определение социального интеллекта дала В. Н. Куницына [6]. Она предлагает понимать его как глобальную способность, которая основывается на интеллектуальных, личностных, поведенческих и коммуникативных чертах человека, а также на процессах саморегуляции и их энергетической обеспеченности, за счет чего человек может прогнозировать развитие межличностных ситуаций, интерпретировать получаемую информацию и поведение других людей, быть готовым к социальному взаимодействию и принятию решений. Модель В. Н. Куницыной представлена следующими компонентами:
1) коммуникативно-личностным потенциалом, который автор считает стержневым аспектом социального интеллекта: это индивидуальнопсихологические свойства личности, которые способствуют либо препятствуют общению и установлению социальных взаимосвязей и на базе которых формируются психологическая контактность и коммуникативная совместимость, являющиеся интегральными коммуникативными свойствами личности;