Применение имитационных виртуальных тренажеров в рамках образовательной среды как способ борьбы с социальной изоляцией молодежи
Аннотация
Статья посвящена обзору технологий виртуальной реальности в образовательном пространстве, нацеленных на социальную адаптацию изолировавшей себя молодежи. Социальная изоляция подростков и молодых людей является социальной проблемой, не имеющей на данный момент ни объяснения, ни решения. Однако существуют успешные примеры использования виртуальной реальности для уменьшения ощущения самоизоляции людей, не способных покинуть свою комнату. Авторами приводятся возможные пути использования виртуальной реальности для интеграции изолированной молодежи в школьные классы.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир психологии № 02/2023 |
Страницы | 224-230 |
УДК | 37.013.77 |
DOI | 10.51944/20738528_2023_2_224 |
Мир постоянных трансформаций приводит к возрастанию требований к когнитивной переработке и упорядочиванию информации человеком. Сложнее всего приходится возрастной группе, еще не сформировавшей структуру ценностных ориентаций, — детям и подросткам. Хаотичный мир, избыток информации повышают у них общий уровень напряжения, что в совокупности с подготовкой к ГИА, ОГЭ и ЕГЭ может быть непосильной нагрузкой. Все больше подростков испытывают трудности с усвоением информации, стремятся к изоляции, пропускают школу, что сказывается на успеваемости и приводит к различным формам социальной изоляции и десоциализации.
Существует крайняя форма социальной изоляции, при которой подростки не посещают школу, остаются дома и чаще всего поддерживают контакт с внешним миром посредством Интернета. Этот феномен получил распространение в азиатских обществах, а людей с таким синдромом называют «хикикомори». Хикикомори — это социальное явление, которое чаще всего затрагивает молодых людей, избегающих прямого контакта со своим окружением. Термин «shakaiteki hikikomori» был придуман Тамаки Саито, который предложил называть «хикикомори» тех людей, которые самоизолировались более чем на 6 месяцев и полностью избегают каких-либо социальных контактов. По данным эпидемиологического обзора Кабинета министров Японии, опубликованного в 2010 г., предполагаемое число лиц с хикикомори среди японского населения в возрасте от 15 до 39 лет составляет 1,79 %. Феномен хикикомори стал глобальной проблемой, о чем свидетельствует увеличение числа сообщений о случаях хикикомори в различных других странах. NEET, или поколение ни-ни (ни в сфере образования, ни в сфере занятости), впервые было использовано в Великобритании для обозначения молодых людей, не работающих, не учащихся [5]; «бездельник», «твикстер» — так описывают молодых людей в Соединенных Штатах, живущих со своими родителями, которые не стремятся к независимости [20], и NEY (незанятая молодежь) в Гонконге относится к незанятой молодежи, молодым людям, которые не имеют работы и не продолжают учебу [22]. В России феномен хикикомори еще не рассматривается как социальная проблема. Тем не менее в общественных пабликах, посвященных таким затворникам, находится от 100 000 до 700 000 человек. А по данным расследования Ассоциации семейного образования, количество детей, находящихся на семейном обучении в России, выросло с 8 452 до 15 тыс. человек на начало 2017/18 учебного года. Причем интерес к семейному обучению продолжает расти [4].
До сих пор не было достигнуто никакого научного соглашения, которое четко объясняло бы причины этого феномена социальной изоляции. С психологической точки зрения большое количество отчетов и научных статей указывают на связь между хикикомори и травматическими переживаниями детства, так называемой кумулятивной травмой нарушенной привязанности [10]. Еще больше вопросов вызывают методы социальной адаптации таких людей и возвращения в школы.
Тренажеры виртуальной реальности как способ социализации молодежи
Социально замкнутые молодые люди используют Интернет в качестве платформы для любых контактов с внешним миром. Онлайн-консультационные услуги через Facebook, WhatsApp или Twitter могут предложить безопасный и дистанционный канал для социально незащищенных молодых людей, позволяющий восстановить их доверие к другим, прежде чем можно будет начать личное взаимодействие [8]. В литературе существует небольшое количество исследований о применении интернет-терапевтических подходов к лечению хикикомори [11]. Исследования показали, что некоторые люди чувствуют себя более комфортно, анонимно общаясь с чат-ботом [13], что, в свою очередь, может обеспечить мгновенную поддержку тем, кто чувствует себя менее комфортно при «face to face contact». Полученные данные могут помочь в разработке нужных терапевтических программ для работы с группами людей, страдающих синдромом хикикомори, которые избегают личных контактов и могут взаимодействовать с «роботом-терапевтом».