Пропедевтический курс природоведения: от «наивных» к научным понятиям на переходе в основную школу
Аннотация
Рассматривается образец разработки и реализации деятельностно-ориентированного пропедевтического курса природоведения. Описана работа учащихся в триаде «текст — опыт — модель», связанная с освоением понятий о магнитных взаимодействиях в практике определения направления движения «по компасу». Показана роль специальной организации учебно-исследовательских действий в переходе от «наивных» к научным представлениям о магнетизме.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир психологии № 02/2023 |
Страницы | 216-224 |
УДК | 159.955.2 |
DOI | 10.51944/20738528_2023_2_216 |
Известное снижение интереса к школьным предметам на переходе из начальной в основную школу может и не наблюдаться, если предметы, которые начнет или продолжит изучать школьник, не окажутся очередными «ответами на незаданные вопросы». Наш опыт построения пропедевтического курса «Природоведение, или О чем расскажут естественные науки» [8] показывает, что изменение предмета изучения от «знаний о природе» к истории материальной культуры человека (как человек «научил природу» работать на себя) и соответствующая проработка учебного содержания (учебное рассмотрение техник и технологий преобразования природы в их развитии) позволяют поддержать формирование у учащихся метапредметных результатов, способствующих продолжению изучения естествознания в следующих классах. Такой «поворот» в содержании опирается на включение школьника в освоение научных знаний в контексте их возникновения и развития в деятельности человека и применение их в качестве регулирующих собственную практическую деятельность согласно замыслу В. В. Давыдова [2], обосновавшего такое представление учебного материала как необходимое для формирования теоретического мышления.
Рассматриваемый нами курс природоведения [7] знакомит учащихся с различными направлениями преобразовательной деятельности человека в природе. В учебных текстах и в заданиях к ним акцентируется именно эта «технологическая» составляющая. Она позволяет очертить круг задач, чье решение связано с возникновением важных разделов наук, с которыми ученик встретится в систематических курсах естественнонаучных предметов основной школы, и понять характерные подходы к их решению, определившие дальнейшее развитие зарождающихся понятий. Учебный текст выступает здесь как средство постановки учебной задачи и как источник образцов практических действий с рассматриваемыми объектами, а также является источником образцов их понятийного представления. Практикум позволяет «опробование» архаичных технологий, демонстрирующих основания естественнонаучного «видения» результатов. Ведущую роль в работе учащихся с учебным текстом, определяющую его понимание, выполняет работа по знаково-символическому моделированию предмета учебно-познавательного действия и опробованию создаваемых моделей и схем в практикуме: она поддерживает переход от «житейских», непосредственных представлений о природных объектах к «понятийным», отражающим существенное в них.
В разделах курса («О том, как люди помогли себе выжить», «Съедобное-несъедобное», «С ног до головы», «Строим дом», «Покорение огня», «Война и мир», «Сражение с неизвестным», «Возвращение домой») [8] тесно переплетаются взаимосвязанные «технологические» и «понятийные» линии развертывания содержания. Первые, определяющие все темы курса, представляют некоторые решения важнейших проблем жизнеобеспечения человека, демонстрируя исторически значимые способы преобразования природного материала в необходимые вещи. Задачей собственно «понимания» учебного текста здесь является модельная реконструкция учащимися рассматриваемых технологий, позволяющая определить, что, из чего, для чего, каким способом делают, какие инструменты (орудия) используют, а также задаться вопросом, почему делают именно так, и ответить на этот вопрос. Вторые, «понятийные», линии развития относятся к создаваемым знаково-символическим моделям «природных объектов», попадающих в рассмотрение в связи с их ролью в преобразовании природного материала. Моделирование, осваиваемое на всем протяжении курса, позволяет учащимся понимать изучаемое «через призму» научного взгляда на вещи и возможность действовать с ними. Это поддерживает в дальнейшем «выход» к общепринятому в данной предметной области «теоретическому» представлению содержания. Используемые модельные средства и, главное, освоенные способы работы с ними находят свое применение в ознакомлении учащихся с новым материалом, вовлекаемым в учебное исследование.
Так, в заключительном разделе курса — «Возвращение домой» [8] — речь идет о том, как человек освоил «природные» инструменты определения времени и своего местоположения — часы, календарь и компас, как получил возможность проложить свой путь на карте и сохранить свой маршрут для других, как научился передвигаться по земле, воде и воздуху. Зачем нужно уметь находить «полюс мира» и как это делать? Что именно показывает «волшебная» стрелка компаса? Что и как «притягивает» ее острие? Как проложить путь по карте, пользуясь компасом, и как найти дорогу, пускаясь в путь? Как узнать, далеко ли идти? Что встретится на пути? Создание средств понимания собственного перемещения в пространстве — особая линия в истории науки и техники, породившая множество великих научных открытий, — позволяет, завершая курс природоведения, поставить перед учеником новый ряд задач, решение которых найдется далее в систематических курсах физики, химии и географии.
Проблема «раннего» изучения природных явлений, важных для последующего изучения основ естественных наук, представляется важной и актуальной во многих работах, посвященных проблеме возникновения у детей адекватных представлений об особенностях поведения природных объектов. В школьном обучении эта проблема обычно ставится как проблема организации собственноручных «испытаний» образцов материала, свойства которого изучаются в систематических курсах естествознания и физики. Ознакомление с магнитными явлениями, о котором пойдет речь в рассмотренном нами фрагменте курса природоведения, занимает значительное место в исследовательской практике, специально организуемой для подготовки детей к усвоению научных понятий. При традиционном подходе к организации практических работ «опыты» с магнитами, содержащие элементы «самостоятельного исследования», обычно лишь иллюстрируют предварительно сообщаемые знания [4; 9]. Современные инновационные подходы к обучению детей новым знаниям при самостоятельном исследовании свойств физических объектов, такие, например, как «конструктивное» или «контекстное» обучение [12], ставят детей перед необходимостью решить некоторую практическую задачу (например, сцепить магнитами вагончики игрушечного поезда [11] или сконструировать «механическую руку», выбирающую «магнитящиеся» предметы [13]). Привитие детям навыков экспериментирования при усвоении начальных естественнонаучных знаний должно тем самым войти и в практику подготовки учителей [5; 14; 15].