Типы коммуникативных (субъект-средовых) взаимодействий старшеклассников в образовательной, семейной и дружеской средах
Аннотация
В исследовании коммуникативных способностей старшеклассников (на двух выборках: n = 145 и n = 62) показано, что в зависимости от уровня коммуникативного развития (способности к самоуправлению в общении) и вида коммуникативной среды (образовательной, семейной, дружеской) для них будут характерны разные типы коммуникативных (субъект-средовых) взаимодействий.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир психологии № 02/2023 |
Страницы | 198-207 |
УДК | 159.9;316.6 |
DOI | 10.51944/20738528_2023_2_198 |
Введение
Несмотря на большое количество публикаций, проблема коммуникативных способностей учащихся и педагогов продолжает оставаться актуальной по причине активной цифровизации технологий и условий обучения, вследствие чего обучение все чаще начинает происходить в «треугольнике» коммуникативных взаимодействий между учащимся, педагогом и цифровой средой [1; 9; 10 и др.]. Свой вклад в проблемность педагогического общения вносят также психологические особенности современных старшеклассников, относящихся к так называемому поколению Z [2 и др.]. В последние годы на проблему коммуникативных способностей при обучении наложила отпечаток пандемия, в условиях которой обнаружилась неэффективность переноса традиционных способов педагогического общения на коммуникативные взаимодействия с учащимися в режиме онлайн-обучения [8 и др.].
Как показывает К. Н. Поливанова, образование выполняет свою функцию, «если ученик и учитель встречаются и “работают” с одним материалом», то есть оно «происходит в сотрудничестве со взрослым» [11, с. 7]. Ссылаясь на Д. Элкинда [14], она подчеркивает, «что сегодня внутригрупповые (внутривозрастные) различия оказываются больше, чем межгрупповые (межвозрастные), то есть различия между детьми одного возраста превосходят различия между группами (внутривозрастная вариативность)» [там же, с. 9].
В нашем случае это означает, что педагогу необходимо прилагать больше усилий для организации сотрудничества с детьми в процессе их обучения. Ведь общение, по словам Б. Ф. Ломова, — это не только воздействие одного субъекта общения на другого, но и «процесс их взаимодействия, в котором обнаруживаются содействие (или противодействие), согласие (или противоречие), сопереживание и т. п.» [7, с. 249]. Продолжая эту мысль, следует заметить, что описываемые Б. Ф. Ломовым характеристики общения хорошо интерпретируются с помощью типов коммуникативных взаимодействий, представленных в экопсихологической типологии субъект-средовых взаимодействий [5; 9; 15 и др.].
Так, «воздействие» одного партнера по общению на другого реализует субъект-объектный тип взаимодействия. Соответственно, аналогичное воздействие, но в обратном направлении реализует объект-субъектный тип коммуникативного взаимодействия. Если речь идет о «содействии» партнеру по общению, то оно предполагает субъект-порождающий тип коммуникативного взаимодействия, которое выступает условием для конструктивного диалога. Продуктивным (конструктивным) результатом такого взаимодействия должно стать порождение «согласия» с обеих сторон, что соответствует субъект-совместному типу взаимодействия. В то время как «противодействие» в общении предполагает субъект-обособленный тип взаимодействия, когда каждый из партнеров по общению занимает по отношению к другому бескомпромиссную и даже агрессивную позицию. Понятно, что «игнорирование» людьми друг друга реализует объект-объектный тип взаимодействия, что препятствует общению.