Дата публикации: 01.04.2023

Типы коммуникативных (субъект-средовых) взаимодействий старшеклассников в образовательной, семейной и дружеской средах

Аннотация

В исследовании коммуникативных способностей старшеклассников (на двух выборках: n = 145 и n = 62) показано, что в зависимости от уровня коммуникативного развития (способности к самоуправлению в общении) и вида коммуникативной среды (образовательной, семейной, дружеской) для них будут характерны разные типы коммуникативных (субъект-средовых) взаимодействий.




Введение

Несмотря на большое количество публикаций, проблема коммуникативных способностей учащихся и педагогов продолжает оставаться актуальной по причине активной цифровизации технологий и условий обучения, вследствие чего обучение все чаще начинает происходить в «треугольнике» коммуникативных взаимодействий между учащимся, педагогом и цифровой средой [1; 9; 10 и др.]. Свой вклад в проблемность педагогического общения вносят также психологические особенности современных старшеклассников, относящихся к так называемому поколению Z [2 и др.]. В последние годы на проблему коммуникативных способностей при обучении наложила отпечаток пандемия, в условиях которой обнаружилась неэффективность переноса традиционных способов педагогического общения на коммуникативные взаимодействия с учащимися в режиме онлайн-обучения [8 и др.].

Как показывает К. Н. Поливанова, образование выполняет свою функцию, «если ученик и учитель встречаются и “работают” с одним материалом», то есть оно «происходит в сотрудничестве со взрослым» [11, с. 7]. Ссылаясь на Д. Элкинда [14], она подчеркивает, «что сегодня внутригрупповые (внутривозрастные) различия оказываются больше, чем межгрупповые (межвозрастные), то есть различия между детьми одного возраста превосходят различия между группами (внутривозрастная вариативность)» [там же, с. 9].

В нашем случае это означает, что педагогу необходимо прилагать больше усилий для организации сотрудничества с детьми в процессе их обучения. Ведь общение, по словам Б. Ф. Ломова, — это не только воздействие одного субъекта общения на другого, но и «процесс их взаимодействия, в котором обнаруживаются содействие (или противодействие), согласие (или противоречие), сопереживание и т. п.» [7, с. 249]. Продолжая эту мысль, следует заметить, что описываемые Б. Ф. Ломовым характеристики общения хорошо интерпретируются с помощью типов коммуникативных взаимодействий, представленных в экопсихологической типологии субъект-средовых взаимодействий [5; 9; 15 и др.].

Так, «воздействие» одного партнера по общению на другого реализует субъект-объектный тип взаимодействия. Соответственно, аналогичное воздействие, но в обратном направлении реализует объект-субъектный тип коммуникативного взаимодействия. Если речь идет о «содействии» партнеру по общению, то оно предполагает субъект-порождающий тип коммуникативного взаимодействия, которое выступает условием для конструктивного диалога. Продуктивным (конструктивным) результатом такого взаимодействия должно стать порождение «согласия» с обеих сторон, что соответствует субъект-совместному типу взаимодействия. В то время как «противодействие» в общении предполагает субъект-обособленный тип взаимодействия, когда каждый из партнеров по общению занимает по отношению к другому бескомпромиссную и даже агрессивную позицию. Понятно, что «игнорирование» людьми друг друга реализует объект-объектный тип взаимодействия, что препятствует общению.

Список литературы

1. 1. Бектуров, Т. М. Коммуникативная способность педагога как профессионально значимый феномен / Т. М. Бектуров, Г. А. Назарматова, С. Э. Иманкулова // Бюллетень науки и практики. — 2019. — Т. 5, № 12. — С. 437–441. — DOI: 10.33619/2414-2948/49/54
2. 2. Васюра, С. А. Связь коммуникативной активности и самооценки подростков поколения Z / С. А. Васюра, Н. И. Иоголевич // Проблемы современного образования. — 2020. — № 5. — С. 81–95.
3. 3. Капцов, А. В. Экспресс-методика диагностики векторной модели образовательной среды / А. В. Капцов, Е. И. Колесникова // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». — 2019. — № 2 (26). — С. 158–170.
4. 4. Кобзарь, А. И. Прикладная математическая статистика : для инженеров и научных сотрудников / А. Н. Кобзарь. — Москва : ФИЗМАТЛИТ, 2006. — 816 с.
5. 5. Лидская, Э. В. Коммуникативные способности старшеклассников в контексте субъект-средовых взаимодействий / Э. В. Лидская // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». — 2019. — № 1 (25). — С. 82–94.
6. 6. Лидская, Э. В. Способность старшеклассников к самоуправлению в общении в школе, с родителями и с друзьями / Э. В. Лидская // Вестник Калужского университета. Серия «Психологические науки. Педагогические науки». — 2021. — Т. 4, вып. 2. — С. 58–65. — DOI
7. 7. Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. — Москва : Наука, 1984. — 445 с.
8. 8. Некоторые итоги цифровизации образования на примере вынужденного удаленного школьного обучения / В. И. Панов, Н. А. Борисенко, А. В. Капцов [и др.] // Педагогика. — 2020. — Т. 84, № 9. — С. 65–78.
9. 9. Панов, В. И. Цифровизация информационной среды: риски, представления, взаимодействия : монография / В. И. Панов, Э. В. Патраков — Москва : ФГБНУ «Психологический институт РАО» ; Курск : Университетская книга, 2020. — 199 с. — DOI: 10.47581/2020/02.Pano
10. 10. Панов, В. И. Субъектность педагога в условиях цифровизации образования: экопсихологический аспект / В. И. Панов // Педагог в контексте личностного и профессионального развития: реальность и перспективы : кол. монография / Л. М. Митина, Н. А. Шайденко,
11. 11. Поливанова, К. Н. Практики развития: взросление в современном мире / К. Н. Поливанова // PsyJournals.ru — URL: <a href="https://psyjournals.ru/nonserialpublications/" target="_blank">https://psyjournals.ru/nonserialpublications/</a> newchildhood/contents/newchildhood_56292.pdf (дата обращения: 12.03.2023).
12. 12. Фетискин, Н. П. Изучение способности к самоуправлению в общении / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — Москва, 2002. — C. 164–166.
13. 13. Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. — Москва : Смысл, 2001. — 365 с.
14. 14. Elkind, D. The Hurried Child : Growing Up Too Fast Too Soon / D. Elkind. — 3rd ed. — Massachusetts : Perseus Publishing, 2001. — 210 p.1
15. 15. Panov, V. I. Analysis of Ecopsychological Types of Interaction in System “Learner-Teacher” / V. I. Panov, I. V. Plaksina // Psychology and Education — ICPE 2017 / ed. by S. B. Malykh, E. V. Nikulchev. — Vol. 33. European Proceedings of Social and Beha

Остальные статьи