Педагогическая система воинской части Росгвардии: анализ современной практики функционирования
Аннотация
В статье анализируются характерные черты изменений в функционировании педагогических систем воинских частей Росгвардии в период с 2017 года по настоящее время. Отмечается проблемно-противоречивый характер данных изменений. Раскрываются положительные и негативные стороны решения учебно-воспитательных задач. Выдвигаются идеи об организации критериальной системы оценки педагогической системы воинской части.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Новое в психолого-педагогических исследованиях № 01/2023 |
Страницы | 44-51 |
УДК | 37.022 |
DOI | 10.51944/20722516_2023_1_44 |
В 2016 году на базе внутренних войск создаются войска национальной гвардии Российской Федерации [4]. С этого времени функционирование и инновационное развитие педагогических систем воинских частей осуществляется в рамках непрерывного поиска оптимальных вариантов их изменений, обеспечивающих рост эффективности в решении учебно-воспитательных задач. В настоящее время проверка эффективности функционирования педагогических систем воинских частей осуществляется в процессе проведения специальной военной операции, которая свидетельствует о достаточно высоком уровне их функционирования.
В то же время, как показывает изучение учебно-воспитательного процесса, войска национальной гвардии не могут обеспечить достаточный уровень прогресса в функционировании и развитии педагогических систем без организации плодотворной исследовательской работы. Именно поэтому проектирование моделей успешного функционирования и инновационного развития педагогических систем в частях Росгвардии выступает в настоящее время одной из главных областей осуществления научно-педагогической деятельности. А командиры (начальники), способные принимать эффективные нестандартно-продуктивные педагогические решения в новых условиях жизнедеятельности войск, выступают важнейшим ресурсом качественного осуществления учебно-воспитательного процесса. Именно инновационность выступает новым пониманием качества профессионально-педагогической деятельности, при которой накопление и закрепление успешного опыта решения учебно-воспитательных задач, инновационное развитие педагогических систем в воинских частях является приоритетной практической целью. Данные положения определяют актуальность рассматриваемой темы. Цель статьи состоит в анализе и обобщении практики учебно-воспитательного процесса в войсках национальной гвардии с 2017 года по настоящее время. Результаты Как известно, итог учебно-воспитательного процесса в воинских частях проявляется в поведении военнослужащих, соблюдении этических, правовых норм и установленных правил, качестве выполнения поставленных служебно-боевых задач. Изучение нормативных документов и служебно-боевой практики при участии в специальной военной операции говорит о том, что: — мероприятия боевой, профессиональной, служебной и физической подготовки в период с 2016 года по настоящее время выполняются в полном объеме, уровень профессиональной подготовки военнослужащих/сотрудников способствует качественному выполнению войсками служебно-боевых задач, качественные показатели состояния боевой готовности и подготовки войск не снижаются; — условия, в которых военнослужащим и сотрудникам войск приходится выполнять служебно-боевые задачи, диктуют необходимость постоянного совершенствования профессиональной подготовки органов управления и подразделений; с этой целью перерабатываются программы подготовки, осуществляется поставка современных средств обучения, что позволяет активно внедрять в обучение войск наиболее эффективные формы подготовки; — на основе заключенных договоров по ряду востребованных специальностей осуществляется обучение кадров в университетах, академиях и институтах других ведомств; в военных институтах Росгвардии и центрах подготовки личного состава проводится совершенствование основных и дополнительных образовательных программ с учетом специфики выполненных задач, возложенных на войска национальной гвардии;
— в области воинской дисциплины и правопорядка основные усилия на
правляются: а) на повышение эффективности мероприятий по недопущению гибе
ли личного состава; б) профилактику преступлений коррупционной и насильственной на