Характеристики познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в разные временные эпохи
Аннотация
В статье представлены результаты исследования познавательной деятельности двух выборок детей старшего дошкольного возраста с разницей в 20 лет. С помощью метода «Креативное поле» были выявлены достоверные различия в особенностях мыслительной деятельности и мотивации исследуемых групп в сторону их снижения в группе современных дошкольников. Вместе с тем полученные данные по интеллекту, измеренному тестом Дж. Равена, говорят о том, что современные дошкольники чуть лучше справлялись с заданиями по этому тесту, чем их сверстники 20 лет назад. Дан анализ современной ситуации развития ребенка.
Тип | Статья |
Издание | Мир психологии № 02/2023 |
Страницы | 190-198 |
УДК | 159.922.72 |
DOI | 10.51944/20738528_2023_2_190 |
Введение
Современная ситуация развития детей дошкольного возраста значительно отличается от ситуации развития детей предыдущего поколения — об этом свидетельствуют изменения в образовании, доступность технических и цифровых средств, изменение отношения к нормативам детского развития [8; 18]. Е. О. Смирнова [16] определяет детей раннего и дошкольного возраста как группу особо открытых к новому опыту и наиболее чувствительных к социальным воздействиям, что делает эту группу более уязвимой в отношении возможных негативных влияний, которые сопровождают современное цивилизационное развитие.
Мировое научное сообщество внимательно следит за влиянием новой средовой ситуации на развитие детей, что во многом определяется широким внедрением новых средств опосредования. Количество исследований психологов, педагогов, педиатров растет по мере вхождения медиа- и цифровых технологий в повседневное использование [17]. Полученные данные свидетельствуют об их неоднозначном влиянии на все стороны развития ребенка: его физические и физиологические характеристики, когнитивное, эмоциональное состояние, социальное поведение [1; 6; 13; 14]. Большинство исследователей говорят о негативном влиянии цифровых средств на становящуюся психику ребенка [15].
Целью настоящей работы было сопоставление особенностей познавательной деятельности старших дошкольников в разных поколениях. Проводя исследование познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте в 1996 г. в рамках работы над диссертацией [9], мы наблюдали развитие деятельности по инициативе ребенка, которое означает способность к творчеству уже в этом возрасте. Через 20 лет, в 2016 г., на выборке, превышающей предыдущую более чем в два раза, мы получили отсутствие тенденций к проявлению творчества в этом возрасте. И хотя старший дошкольный возраст не является типичным для проявления способности к развитию деятельности по инициативе субъекта, 20 лет назад дети демонстрировали эти проявления [9].