Трансформация школьного образования в контексте эволюции организационной культуры общества
Аннотация
В статье поднимается проблема поиска моделей школьного образования, адекватных сложившейся в обществе организационной культуре алгокогнитивного типа. Рассматриваются ключевые характеристики алгокогнитивной культуры, обусловливающие основные направления трансформации образования. Обосновывается, что компетентностно-контекстная концепция обучения и воспитания в общеобразовательной школе адекватна особенностям алгокогнитивной культуры и может рассматриваться в качестве основы трансформации образования.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир психологии № 02/2023 |
Страницы | 181-189 |
УДК | 371.3 |
DOI | 10.51944/20738528_2023_2_181 |
Развитие науки и технологий выступает объективной основой эволюционных изменений организационной культуры общества, что неминуемо влечет за собой соответствующую трансформацию педагогической деятельности как важнейшей социальной подсистемы общества, реализующей функцию интеграции человека в это общество.
А. М. Новиков [7] выделяет четыре типа организационной культуры общества, каждый из которых характеризуется соответствующими способами трансляции социального опыта, определяющими формы и методы педагогической деятельности. Механизмами передачи социального опыта в традиционном типе культуры служили миф и ритуал; в корпоративноремесленном — образец продукта или услуги и алгоритм их воспроизведения; в профессиональном или научном — тексты; в проектно-технологическом — проекты, программы и технологии.
В контексте рассмотренной классификации типов организационной культуры можно заметить, что зарождение классической модели школьного образования было обусловлено появлением нового способа распространения информации и коммуникации посредством печатных текстов в профессиональной культуре. Книжный формат хранения и передачи информации позволил структурировать содержание обучения, поделив его на предметные области и упаковав в тексты учебников. Последовательное изложение основ наук в книжно-линейном формате определило линейную модель классического образования, целью которого стало их усвоение.
С середины ХХ в. начался процесс мощного развития новых способов передачи и хранения информации, среди которых: радио, телеграф, телефон, телевидение, Интернет. Это привело к соответствующим изменениям в коммуникациях и способах трансляции деятельности.
С. Карелов [5; 6], рассматривая эволюцию культуры в контексте развития медиатехнологий, говорит о трансформации когнитивной культуры в алгоритмическую и затем в алгокогнитивную.