Дата публикации: 01.04.2023

Трансформация школьного образования в контексте эволюции организационной культуры общества

Аннотация

В статье поднимается проблема поиска моделей школьного образования, адекватных сложившейся в обществе организационной культуре алгокогнитивного типа. Рассматриваются ключевые характеристики алгокогнитивной культуры, обусловливающие основные направления трансформации образования. Обосновывается, что компетентностно-контекстная концепция обучения и воспитания в общеобразовательной школе адекватна особенностям алгокогнитивной культуры и может рассматриваться в качестве основы трансформации образования.




Развитие науки и технологий выступает объективной основой эволюционных изменений организационной культуры общества, что неминуемо влечет за собой соответствующую трансформацию педагогической деятельности как важнейшей социальной подсистемы общества, реализующей функцию интеграции человека в это общество.

А. М. Новиков [7] выделяет четыре типа организационной культуры общества, каждый из которых характеризуется соответствующими способами трансляции социального опыта, определяющими формы и методы педагогической деятельности. Механизмами передачи социального опыта в традиционном типе культуры служили миф и ритуал; в корпоративноремесленном — образец продукта или услуги и алгоритм их воспроизведения; в профессиональном или научном — тексты; в проектно-технологическом — проекты, программы и технологии.

В контексте рассмотренной классификации типов организационной культуры можно заметить, что зарождение классической модели школьного образования было обусловлено появлением нового способа распространения информации и коммуникации посредством печатных текстов в профессиональной культуре. Книжный формат хранения и передачи информации позволил структурировать содержание обучения, поделив его на предметные области и упаковав в тексты учебников. Последовательное изложение основ наук в книжно-линейном формате определило линейную модель классического образования, целью которого стало их усвоение.

С середины ХХ в. начался процесс мощного развития новых способов передачи и хранения информации, среди которых: радио, телеграф, телефон, телевидение, Интернет. Это привело к соответствующим изменениям в коммуникациях и способах трансляции деятельности.

С. Карелов [5; 6], рассматривая эволюцию культуры в контексте развития медиатехнологий, говорит о трансформации когнитивной культуры в алгоритмическую и затем в алгокогнитивную.

Список литературы

1. 1. Вайндорф-Сысоева, М. Е. «Цифровое образование» как системообразующая категория: подходы к определению / М. Е. Вайндорф-Сысоева, М. Л. Субочева // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. — 2018. — № 3. — С. 25–36
2. 2. Вербицкий, А. А. Контекстное образование в России и США : монография / А. А. Вербицкий. — Москва ; Санкт-Петербург : Нестор-История, 2019. — 316 с.
3. 3. Вербицкий, А. А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы / А. А. Вербицкий // Homo Cyberus. — 2019. — № 1 (6). — URL: <a href="http://journal.homocyberus.ru/Verbitskiy_AA_1_2019" target="_blank">http://journal.homocyberus.ru/Verbitskiy_AA_1_2019</a> (дата обращения: 24.09.2021).
4. 4. Вербицкий, А. А. Концепция школьного обучения и воспитания в контексте непрерывности образования / А. А. Вербицкий, Н. А. Рыбакина // Научное обозрение. Серия 2. Гуманитарные исследования. — 2021. — № 2. — С. 3–16.
5. 5. Карелов, С. Алгокогнитивная культура. Новый этап эволюции Homo sapiens / С. Карелов. — URL: <a href="https://sergey-57776.medium.com/алгокогнитивная-культура510dbadd149c" target="_blank">https://sergey-57776.medium.com/алгокогнитивная-культура510dbadd149c</a> (дата обращения: 24.09.2021).
6. 6. Карелов, С. К медиатехнологиям насекомых, вирусов и алгоритмов / С. Карелов. — URL: <a href="https://sergey-57776.medium.com/к-медиатехнологиям-насекомыхвирусов-и-алгоритмов-ada7daecda87" target="_blank">https://sergey-57776.medium.com/к-медиатехнологиям-насекомыхвирусов-и-алгоритмов-ada7daecda87</a> (дата обращения: 24.09.2021).
7. 7. Новиков, А. М. Методология образования / А. М. Новиков. — Изд. второе. — Москва : Эгвес, 2006. — 488 с.
8. 8. Педагогическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / П. Н. Биленко, В. И. Блинов, М. В. Дулинов [и др.] ; под науч. ред. В. И. Блинова. — Москва : Дело (РАНХиГС), 2020. — 112 с.
9. 9. Проблемы и перспективы цифровой трансформации образования в России и Китае : II Российско-китайская конференция исследователей образования «Цифровая трансформация образования и искусственный интеллект», Москва, Россия, 26–27 сент. 2019 г. / А. Ю. Уваро
10. 10. Психология и педагогика контекстного образования : [кол. монография] / под. науч. ред. А. А. Вербицкого. — Москва ; Санкт-Петербург : Нестор-История, 2018. — 416 с.
11. 11. Рыбакина, Н. А. Образовательная компетенция: сущность и педагогическая модель формирования в контексте непрерывного образования / Н. А. Рыбакина // Образование и наука. — 2018. — Т. 20, № 5. — С. 32–55.
12. 12. Рыбакина, Н. А. Принцип «системности и систематичности» как фактор развития человека в системе непрерывного образования / Н. А. Рыбакина // Наука — образование — профессия: системный личностно-развивающий подход : сб. ст. / под ред. Л. М. Митиной. — М
13. 13. Johnson, E. B. Contextual Teaching and Learning: what it is and why it, s here to stay / Elaine B. Johnson. — California : Corwin Press : A Sage Publications Company Thousand Oaks, 2002. — 196 p.
14. 14. Norton, P. Computer Potential and Computer Educators: a Proactive View of Computer Education / P. Norton // Educаtional Technology — 1983. — Vol. 23, № 10. — P. 25–28.
15. 15. Parnell D. Contextual teaching works / D. Parnell. — Waco, Texas : Center for Occupational Research and Development, 2001. — 146 p.

Остальные статьи