Дата публикации: 01.04.2023

Теории систем развития — концептуальная основа для проектной деятельности подростков (на примере научно-образовательного проекта ПИ РАО).

Аннотация

В статье рассматриваются теории систем развития, описываются элементы данного направления. Научно-образовательный проект через основу теорий систем развития раскрывается как формат, нацеленный на внедрение научных знаний, овладение участниками исследовательской деятельностью и формирование смыслового пространства для развития личности. Описаны некоторые возможности проекта.




Современное образование в лице педагогов сталкивается с различными проблемами, одна из которых — низкая мотивированность подростков к обучению. Прошедшая пандемия показала, что уровень мотивации сделал процесс обучения еще менее привлекательным. Какими ресурсами и возможностями нужно обладать, чтобы субъекты образовательного процесса почувствовали желание быть вовлеченными в познавательную активность?

Один из вариантов — проектная деятельность: соединение наук и образовательных практик, обучающего процесса с научными знаниями, создание модели, в которую включаются научные исследования и элементы психологического тренинга, психолого-педагогического сопровождения, в которой методология поддерживает творчество. Рассмотрим теории систем развития как основу для научно-образовательного проекта для молодежи «Смысл жизни и судьба. Как построить собственное будущее?», созданного в 2012 г. в ФГБНУ «Психологический институт РАО».

Исследователи отмечают, что важно обратить внимание на развитие личности, рассматривают вопрос о том, какую роль в развитии играет контекст. Генетика, свойства нейронов (гибкость и пластичность), психологические факторы, привязанность, саморегуляция, развитие навыков, обучаемость, наличие динамики стресса, умение преодолевать сложности и устойчивость, а также социальные факторы — все это составляет основу контекста. П. Кантор с соавторами [20] посвятили свои исследования выяснению роли человеческих отношений как основных движущих сил развития, рассмотрению культурных и социальных контекстов, которые могут поддерживать или деформировать индивидуальное развитие. Динамические и идеографические варианты развития являются результатом взаимовлияния отношений личности и контекста на протяжении всей жизни.

Анализ траектории развития ребенка, саморазвития и самоконструирования личности показывает, что взаимосвязи между социальными, культурными и физическими сферами играют трансформирующую роль. Необходимо учитывать, что разнообразные контексты помогают осуществлению проектной деятельности на основе наук о развитии и обучении, которые открывают новые творческие подходы.

Научные достижения включают богатый набор теоретических и практических знаний о социально, культурно и конструктивно обусловленном характере развития личности [4; 22]; наблюдается большой прогресс в области моделирования идиографических, биологических, социальных и психологических факторов [14; 25]; отмечается и усовершенствование методов и инструментов измерения [11].

Список литературы

1. 27. Witherington, D. C. Integrating development and evolution in psychological science: evolutionary developmental psychology, developmental systems, and explanatory pluralism / D. C. Witherington, R. Lickliter // Human Development. — 2016. — Vol. 59. — P
2. 26. Sroufe, L. A. Attachment and development : A prospective, longitudinal study from birth to adulthood / L. A. Sroufe // Attachment and Human Development. — 2005. — Vol. 7, № 4. — P. 349–367. — DOI: 10.1080/14616730500365928
3. 25. Slavich, G. M. The emerging field of human social genomics / G. M. Slavich, S. W. Cole // Clinical Psychological Science. — 2013. — Vol. 1, № 3. — P. 331–348.
4. 24. Rose, T. The science of the individual / T. Rose, P. Rouhani, K. W. Fischer // Mind, Brain, and Education. — 2013. — Vol. 7, № 3. — P. 152–158.
5. 23. Rose, T. Dynamic development: A Neo-Piagetian approach/ T. Rose, K. Fischer // The Cambridge companion to Piaget / ed. by U. Müller [et al.]. — Cambridge, 2009. — P. 400–422.
6. 22. Overton, W. F. Processes, relations and relational-developmental-systems / W. F. Overton // Handbook of child psychology and developmental science / ed. by W. F. Overton, P. C. M. Molenaar. — 7th ed. — Hoboken, 2015. — Vol. 1. Theory and method. — P.
7. 21. Moore, D. S. The developing genome : An introduction to behavioral epigenetics / D. S. Moore. — New York, NY : Oxford University Press, 2015. — 308 p.
8. 20. Malleability, plasticity, and individuality : How children learn and develop in context / P. Cantor, D. Osher, J. Berg [et al.] // Applied Developmental Science. — 2019. — Vol. 23, № 4. — P. 307–337. — DOI: 10.1080/10888691.2017.1398649
9. 19. Lickliter, R. Towards a truly developmental epigenetics / R. Lickliter, D. C. Witherington // Human Development. — 2017. — Vol. 60, № 2/3. — P. 124–138.
10. 18. Keating, D. P. Transformative role of epigenetics in child development research : Commentary on the special section / D. P. Keating // Child Development. — 2016. — Vol. 87, № 1. — P. 135–142. — DOI: 10.1111/cdev.12488
11. 17. Jones, S. M. Social and emotional learning in schools : From programs to strategies / S. M. Jones, S. M. Bouffard // Social Policy Report. — 2012. — Vol. 26, № 4. — P. 1–33.
12. 16. Immordino-Yang, M. H. We feel, therefore we learn : The relevance of affective and social neuroscience to education / M. H. Immordino-Yang, A. Damasio // Mind, Brain, and Education. — 2007. — Vol. 1, № 1. — P. 3–10.
13. 15. Heckman, J. J. The productivity argument for investing in young children / J. J. Heckman, D. V. Masterov // Applied Economic Perspectives and Policy. — 2007. — Vol. 29, № 3. — P. 446–493.
14. 14. Handbook of child psychology and developmental science : in 4 vol. / ed. by R. M. Lerner. — 7th ed. — Hoboken, NJ : John Wiley and Sons, 2015.
15. 13. Griffiths, P. E. Developmental systems theory / P. E. Griffiths, A. Hochman. — Chichester, UK : Jhon Wiley and Sons, 2015. — 7 p. — DOI: 10.1002/9780470015902.a0003452.pub2
16. 12. Fischer, K. W. Dynamic development of action, thought, and emotion / K. W. Fischer, T. R. Bidell // Handbook of child psychology / ed. by R. M. Lerner. — 6th ed. — New York, 2006. — Vol. 1. Theoretical models of human development. — P. 313–399.
17. 11. Entwisle, B. Quilting a time-place mosaic : Concluding remarks / B. Entwisle, S. L. Hofferth, E. F. Moran // Annals of the American Academy of Political and Social Science. — 2017. — Vol. 669, № 1. — P. 190–198. — DOI: 10.1177/0002716216683698
18. 10. Dweck, C. S. Mindsets : Their impact on competence motivation and acquisition / C. S. Dweck, D. C. Molden // Handbook of competence and motivation / ed. by A. J. Elliot [et al.]. — New York, 2017. — P. 122–140.
19. 9. Cycles of contingency : Developmental systems and evolution / ed. by S. Oyama [et al.]. — Cambridge, MA : MIT Press, 2001. — 392 p.
20. 8. Cairns, R. B. Developmental science / R. B. Cairns, G. H. Elder, E. J. Costello. — Cambridge, MA : Cambridge University Press, 1996. — 291 p.
21. 7. Blakemore, S.-J. At the nexus of neuroscience and education / S.-J. Blakemore, S. A. Bunge // Developmental Cognitive Neuroscience. — 2012. — Vol. 2 (Suppl. 1). — S1–S5. — DOI: 10.1016/j.dcn.2012.01.001
22. 6. Baltes, P. B. Life span theory in developmental psychology / P. B. Baltes, U. Lindenberger, U. M. Staudinger // Handbook of child psychology / ed. by R. M. Lerner. — 6th ed. — New York, 2006. — Vol. 1. Theoretical models of human development. — P. 569–
23. 5. Afterschool engagement: a mixed methods approach to understanding profiles of youth engagement / A. l. Sjogren, C. L. Bae, N. L. Deutsch [et al.] // Applied Developmental Science. — 2021. — Vol. 26, № 2. — DOI: 10.1080/10888691.2021.1947140
24. 4. Advancing the science and practice of social and emotional learning : Looking back and moving forward / D. Osher, Y. Kidron, M. Brackett [et al.] // Review of Research in Education. — 2016. — Vol. 40, № 1. — P. 644–681.
25. 3. Психология смысла жизни: школа В. Э. Чудновского / под ред. Т. А. Поповой [и др.]. — 2-е изд., стер. — Москва : Смысл, 2021. — 676 с.
26. 2. Попова, Т. А. Экзистенциальная направленность в проектной деятельности студентов и школьников / Т. А. Попова // Психологические проблемы смысла жизни и акме : матер. XXV Междунар. симп. — Москва, 2020. — С. 122–128. — DOI: 10.24411/9999-042A-2020-00052
27. 1. Кильдишова, А. С. Практика проведения научно-образовательного проекта в онлайн-формате / А. С. Кильдишова, Т. А. Попова // Смыслообразование и его контексты: жизнь, структура, культура, опыт. — 2022. — № 1. — DOI: 10.24412/ cl-36922-2022-1-151-154

Остальные статьи