Теории систем развития — концептуальная основа для проектной деятельности подростков (на примере научно-образовательного проекта ПИ РАО).
Аннотация
В статье рассматриваются теории систем развития, описываются элементы данного направления. Научно-образовательный проект через основу теорий систем развития раскрывается как формат, нацеленный на внедрение научных знаний, овладение участниками исследовательской деятельностью и формирование смыслового пространства для развития личности. Описаны некоторые возможности проекта.
Тип | Статья |
Издание | Мир психологии № 02/2023 |
Страницы | 172-180 |
УДК | 159.9 |
DOI | 10.51944/20738528_2023_2_172 |
Современное образование в лице педагогов сталкивается с различными проблемами, одна из которых — низкая мотивированность подростков к обучению. Прошедшая пандемия показала, что уровень мотивации сделал процесс обучения еще менее привлекательным. Какими ресурсами и возможностями нужно обладать, чтобы субъекты образовательного процесса почувствовали желание быть вовлеченными в познавательную активность?
Один из вариантов — проектная деятельность: соединение наук и образовательных практик, обучающего процесса с научными знаниями, создание модели, в которую включаются научные исследования и элементы психологического тренинга, психолого-педагогического сопровождения, в которой методология поддерживает творчество. Рассмотрим теории систем развития как основу для научно-образовательного проекта для молодежи «Смысл жизни и судьба. Как построить собственное будущее?», созданного в 2012 г. в ФГБНУ «Психологический институт РАО».
Исследователи отмечают, что важно обратить внимание на развитие личности, рассматривают вопрос о том, какую роль в развитии играет контекст. Генетика, свойства нейронов (гибкость и пластичность), психологические факторы, привязанность, саморегуляция, развитие навыков, обучаемость, наличие динамики стресса, умение преодолевать сложности и устойчивость, а также социальные факторы — все это составляет основу контекста. П. Кантор с соавторами [20] посвятили свои исследования выяснению роли человеческих отношений как основных движущих сил развития, рассмотрению культурных и социальных контекстов, которые могут поддерживать или деформировать индивидуальное развитие. Динамические и идеографические варианты развития являются результатом взаимовлияния отношений личности и контекста на протяжении всей жизни.
Анализ траектории развития ребенка, саморазвития и самоконструирования личности показывает, что взаимосвязи между социальными, культурными и физическими сферами играют трансформирующую роль. Необходимо учитывать, что разнообразные контексты помогают осуществлению проектной деятельности на основе наук о развитии и обучении, которые открывают новые творческие подходы.
Научные достижения включают богатый набор теоретических и практических знаний о социально, культурно и конструктивно обусловленном характере развития личности [4; 22]; наблюдается большой прогресс в области моделирования идиографических, биологических, социальных и психологических факторов [14; 25]; отмечается и усовершенствование методов и инструментов измерения [11].