Дата публикации: 01.04.2023

Установка педагога на творческое взаимодействие как условие успешности процесса изучения лирической поэзии с подростками

Аннотация

Проблема педагогической установки рассмотрена применительно к обучению подростков пониманию лирической поэзии. В качестве ведущей общей установки, позволяющей эффективно организовать процесс изучения лирики, представлена нацеленность на творческое взаимодействие, исходя из которой педагог содействует личностному и познавательному развитию учащихся, раскрытию их творческого потенциала. Выделены более частные установки педагога-словесника, которые могут либо способствовать процессу субъектно-смысловой коммуникации на уроках изучения лирики с подростками, либо, напротив, его блокировать.




Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (ФГОС ООО) третьего поколения [8], перед современным учителем-словесником стоят серьезные задачи в области воспитания школьника как квалифицированного, эстетически  развитого читателя, способного самостоятельно анализировать и интерпретировать художественные тексты, аргументировать и грамотно оформлять свою точку зрения в устной и письменной форме. Предполагается, что педагоги используют передовые методики, позволяющие достичь высоких образовательных результатов. Однако в реальности ситуация оказывается, к сожалению, совсем иной: большинство школьников демонстрируют низкий уровень понимания текста, не могут выразить и обосновать собственное мнение относительно рассматриваемых произведений [6]. При этом на уроках по-прежнему господствуют информационно-перцептивные методы обучения, смысловое понимание зачастую подменяется репродуктивным воспроизведением (нередко искаженным) готовой интерпретации, а учащийся остается в «объектной когнитивной позиции» [2, с. 11].

Данные проблемы становятся наиболее явными при изучении лирической поэзии, понимание которой традиционно считается вершиной читательского восприятия. С одной стороны, обсуждение стихов особенно актуально в подростковом возрасте, когда в период активного личностного формирования происходит становление ценностно-смысловых ориентаций человека и у него появляется сознательный интерес к внутреннему миру личности, что является главным предметом лирической поэзии. С другой стороны, заложенный в лирике потенциал для личностного и познавательного развития подростков зачастую оказывается не просто до конца не реализованным, но даже не востребованным, поскольку у школьников доминируют формальный подход к стихотворениям, поверхностное чтение и восприятие.

Несмотря на то что к настоящему времени накоплен большой багаж научных знаний, касающихся психологических закономерностей понимания художественных произведений, в том числе лирических, сохраняется существенный разрыв между данными исследованиями и массовой педагогической практикой. Отмеченные проблемы наблюдаются как в отечественных общеобразовательных школах, так и в зарубежных [5; 12; 16]. Исследователи констатируют, что сложившаяся ситуация зачастую обусловлена не только сложностью лирического рода литературы, низким уровнем общей культуры школьников и их читательских навыков, но и неверным подходом к изучению стихов, недостаточной компетентностью педагогов в сфере анализа поэтического текста, организации учебного взаимодействия на уроках чтения и осмысления лирики [13; 19].

Нами был проведен ряд эмпирических исследований, в ходе которых осуществлялись экспертные наблюдения за тем, как учителя ведут уроки, посвященные лирической поэзии [5], были организованы анкетирование и индивидуальные интервью с участием 23 учителей-словесников из нескольких российских городов [6]. Задаваемые учителям вопросы были направлены на выявление мнения педагогов о том, как учить школьников читать стихи: каковы цели и задачи уроков по лирической поэзии, какие методики и учебные материалы они считают наиболее эффективными и какие из них используют в своей практике, с какими трудностями сталкиваются в процессе изучения лирики с подростками.

На основе анализа и обобщения полученных данных мы пришли к выводу, что одной из центральных проблем, влекущей за собой множество других, является наличие у педагогов недостаточно четких и верных представлений относительно сути самого процесса понимания лирической поэзии и, соответственно, сути обучения пониманию стихов. Подобные представления базируются на неправильных установках, пронизывающих деятельность учителей на уроках изучения лирики.

Список литературы

1. 19. Xerri, D. “Poems look like a mathematical equation” : Assessment in poetry education / D. Xerri // International Journal of English Studies. — 2016. — Vol. 16, № 1. — P. 1–17. — DOI: 10.6018/ijes/2016/1/235261
2. 18. The effect of poetry reading on self-concept of primary adolescents / S. Shahrabady, S. Gholami, S. Afsharloo [et al.] // International Journal of Adolescent Medicine and Health. — 2020. — Vol. 33, № 6. — P. 457–461. — <a href="https://doi.org/10.1515/ijamh-20" target="_blank">https://doi.org/10.1515/ijamh-20</a>
3. 17. Sigvardsson, A. Don’t Fear Poetry! Secondary Teachers’ Key Strategies for Engaging Pupils With Poetic Texts / A. Sigvardsson // Scandinavian Journal of Educational Research. — 2019. — Vol. 64, № 6. — Р. 953–966. — DOI: 10.1080/00313831.2019.1650823
4. 16. Sigvardsson, A. Teaching poetry reading in secondary education: findings from a systematic literature review / A. Sigvardsson // Scandinavian Journal of Educational Research. — 2017. — Vol. 61, № 5. — P. 584–599. — DOI: 10.1080/00313831.2016.1172503
5. 15. Höglund, H. Engaging with Poetry on the Wall : Inviting, seizing, intensifying, and transforming literary engagements / H. Höglund, S. Jusslin // International Journal of Education and the Arts. — 2022. — Vol. 23, № 10. — DOI: 10.26209/ijea23n10
6. 14. Harris, K. L. The practices of exemplary teachers of poetry in the secondary English-language arts classroom : Diss. ed. / K. L. Harris. — Boston : Boston University, 2018. — 222 р. — URL: <a href="https://hdl.handle.net/2144/32689" target="_blank">https://hdl.handle.net/2144/32689</a> (date of the application: 24
7. 13. Diehl, M. B. The Trouble with Poetry : Teachers’ perceptions on poetry teaching and learning in the secondary classroom / M. B. Diehl // Imagining Better Education : Conference Proceedings 2020. — Durham, 2021. — P. 22–34.
8. 12. Creely, E. “Poetry is dying” : Creating a (re) new (ed) pedagogical vision for teaching poetry / E. Creely // Australian Journal of Language and Literacy. — 2019. — Vol. 42, № 2. — P. 116–127.
9. 11. Ariyanto, S. Using intercultural rhetoric to teach poetry : An innovative reading task to build students’ critical thinking / S. Ariyanto // TESOL Journal. — 2021. — Vol. 12, № 1. — Р. 1–5. — DOI: 10.1002/tesj.524
10. 10. Узнадзе, Д. Н. Психология установки / Д. Н. Узнадзе. — Санкт-Петербург : Питер, 2001. — 416 с.
11. 9. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии : в 2 т. / С. Л. Рубинштейн. — Москва : Педагогика, 1989. — Т. 2. — 328 с.
12. 8. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования : Приказ М-ва просвещения РФ от 31.05.2021 № 287. — URL: <a href="http://publication.pravo.gov.ru/" target="_blank">http://publication.pravo.gov.ru/</a> Document/View/0001202107
13. 7. Психологические особенности ориентации педагогов на личностную модель взаимодействия с детьми / под ред. В. Г. Маралова. — Москва : Академический проект, 2020. — 288 с.
14. 6. Миронова, К. В. Актуальные проблемы подготовки учителей-словесников к изучению лирической поэзии с подростками / К. В. Миронова // Доклады Научного совета по проблемам чтения / Российская академия образования. — Вып. 19. По материалам Постоянного Кругл
15. 5. Миронова, К. В. Психодидактические основы становления у подростков способности к пониманию лирической поэзии / К. В. Миронова // Перспективы науки и образования. — 2021. — № 6 (54). — С. 330–341. — DOI: 10.32744/pse.2021.6.22
16. 4. Горовая, В. И. Творческий потенциал личности и его развитие / В. И. Горовая, Н. Ф. Петрова // Вестник Университета (Государственный университет управления). — 2013. — № 11. — С. 135–139.
17. 3. Гиршман, М. М. Литературное произведение : Теория художественной целостности / М. М. Гиршман. — 2-е изд., доп. — Москва : Языки славянских культур, 2007. — 560 с.
18. 2. Борзова, Т. В. Условия развития смыслового понимания информации в процессе обучения / Т. В. Борзова, Л. А. Мосунова // Science for Education Today. — 2020. — Т. 10, № 1. — С. 7–24 — DOI: 10.15293/2658-6762.2001.01
19. 1. Асмолов, А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров / А. Г. Асмолов. — Москва : Изд-во Института практической психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1996. — 768 с.

Остальные статьи