Установка педагога на творческое взаимодействие как условие успешности процесса изучения лирической поэзии с подростками
Аннотация
Проблема педагогической установки рассмотрена применительно к обучению подростков пониманию лирической поэзии. В качестве ведущей общей установки, позволяющей эффективно организовать процесс изучения лирики, представлена нацеленность на творческое взаимодействие, исходя из которой педагог содействует личностному и познавательному развитию учащихся, раскрытию их творческого потенциала. Выделены более частные установки педагога-словесника, которые могут либо способствовать процессу субъектно-смысловой коммуникации на уроках изучения лирики с подростками, либо, напротив, его блокировать.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир психологии № 02/2023 |
Страницы | 165-172 |
УДК | 159.9 |
DOI | 10.51944/20738528_2023_2_165 |
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (ФГОС ООО) третьего поколения [8], перед современным учителем-словесником стоят серьезные задачи в области воспитания школьника как квалифицированного, эстетически развитого читателя, способного самостоятельно анализировать и интерпретировать художественные тексты, аргументировать и грамотно оформлять свою точку зрения в устной и письменной форме. Предполагается, что педагоги используют передовые методики, позволяющие достичь высоких образовательных результатов. Однако в реальности ситуация оказывается, к сожалению, совсем иной: большинство школьников демонстрируют низкий уровень понимания текста, не могут выразить и обосновать собственное мнение относительно рассматриваемых произведений [6]. При этом на уроках по-прежнему господствуют информационно-перцептивные методы обучения, смысловое понимание зачастую подменяется репродуктивным воспроизведением (нередко искаженным) готовой интерпретации, а учащийся остается в «объектной когнитивной позиции» [2, с. 11].
Данные проблемы становятся наиболее явными при изучении лирической поэзии, понимание которой традиционно считается вершиной читательского восприятия. С одной стороны, обсуждение стихов особенно актуально в подростковом возрасте, когда в период активного личностного формирования происходит становление ценностно-смысловых ориентаций человека и у него появляется сознательный интерес к внутреннему миру личности, что является главным предметом лирической поэзии. С другой стороны, заложенный в лирике потенциал для личностного и познавательного развития подростков зачастую оказывается не просто до конца не реализованным, но даже не востребованным, поскольку у школьников доминируют формальный подход к стихотворениям, поверхностное чтение и восприятие.
Несмотря на то что к настоящему времени накоплен большой багаж научных знаний, касающихся психологических закономерностей понимания художественных произведений, в том числе лирических, сохраняется существенный разрыв между данными исследованиями и массовой педагогической практикой. Отмеченные проблемы наблюдаются как в отечественных общеобразовательных школах, так и в зарубежных [5; 12; 16]. Исследователи констатируют, что сложившаяся ситуация зачастую обусловлена не только сложностью лирического рода литературы, низким уровнем общей культуры школьников и их читательских навыков, но и неверным подходом к изучению стихов, недостаточной компетентностью педагогов в сфере анализа поэтического текста, организации учебного взаимодействия на уроках чтения и осмысления лирики [13; 19].
Нами был проведен ряд эмпирических исследований, в ходе которых осуществлялись экспертные наблюдения за тем, как учителя ведут уроки, посвященные лирической поэзии [5], были организованы анкетирование и индивидуальные интервью с участием 23 учителей-словесников из нескольких российских городов [6]. Задаваемые учителям вопросы были направлены на выявление мнения педагогов о том, как учить школьников читать стихи: каковы цели и задачи уроков по лирической поэзии, какие методики и учебные материалы они считают наиболее эффективными и какие из них используют в своей практике, с какими трудностями сталкиваются в процессе изучения лирики с подростками.
На основе анализа и обобщения полученных данных мы пришли к выводу, что одной из центральных проблем, влекущей за собой множество других, является наличие у педагогов недостаточно четких и верных представлений относительно сути самого процесса понимания лирической поэзии и, соответственно, сути обучения пониманию стихов. Подобные представления базируются на неправильных установках, пронизывающих деятельность учителей на уроках изучения лирики.