Проблемы и технологические решения преодоления барьеров личностного и профессионального развития субъектов образования
Аннотация
Результаты исследования показали, что для педагогов с низким уровнем личностно-профессионального развития характерны профессиональные деформации: эмоциональное выгорание, низкий уровень стрессоустойчивости и совладающего поведения. У большинства учащихся выявлены признаки маргинального сознания, прокрастинации, обусловленные сформированным синдромом выученной беспомощности, который транслируется учителями. Только педагог с высоким уровнем профессионального развития, ценностями гуманистического характера, отсутствием профессиональных деформаций способен создавать условия полисубъектного взаимодействия, в которых у учащихся не формируется личностная беспомощность. Разработанная технология преодоления барьеров личностного и профессионального развития доказала свою эффективность повышением уровня самосознания и интегральных личностных характеристик студентов, тем самым обеспечивая повышение уровня их личностно-профессионального развития.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир психологии № 02/2023 |
Страницы | 157-165 |
УДК | 159.9.072 |
DOI | 10.51944/20738528_2023_2_157 |
Сейчас, когда страны ориентируются на инновационные пути развития, реализация прогрессивной идеи модернизации обучения зависит от преподавателя, от его профессиональных и личностных возможностей. В этой связи растут требования государства и общества к личности учителя и его профессиональному мастерству.
Педагогу будущего нужно развиваться постоянно, обладать активной жизненной позицией, творчеством, гибкостью и мобильностью, иметь широкий репертуар эффективных ролей педагога. Определив задачи развития, обучения и воспитания, учитель как модель их решений демонстрирует свою личность и одновременно представляет собой образец поведения для своих учеников.
Вместе с тем научно обосновано, что профессиональная деятельность педагога может не только стимулировать развитие учащихся, но и продуцировать психические состояния учителя, которые изменяют его личностные качества, формируя деформации, что в целом негативно влияет на пове
дение учащихся. Проблема профессиональных деформаций постоянно находится в поле зрения исследователей [1; 12; 13 и др.], но в контексте влияния профессиональных деформаций учителя на девиации и формирование психологических барьеров развития учащихся остается малоизученной.
Одна из главных проблем личностного и профессионального развития субъектов образования состоит в том, чтобы изучить психологические барьеры — те негативные явления, которые оказывают влияние на личность и общество. Проведенный нами анализ психологических барьеров личностно-профессионального развития субъектов образования [9; 11; 18 и др.] позволил выделить основные из них: маргинальное сознание и самосознание, прокрастинацию, личностную (выученную) беспомощность. Большинство исследователей изучают изолированно друг от друга процессы беспомощности [2; 5; 16 и др.], маргинализма [7; 8; 21 и др.], прокрастинации [4; 15; 17; 19; 20 и др.].