Дата публикации: 01.04.2023

Психолого-педагогические аспекты патриотического воспитания молодежи в процессе обучения технологии обработки швейных изделий

Аннотация

В статье приведены промежуточные результаты пилотажной апробации модели патриотического воспитания студентов (будущих учителей обслуживающего труда) средствами учебных дисциплин специального цикла по технологии обработки швейных изделий. Авторами обоснованы целесообразность использования в данном процессе конвергентно-деятельностного подхода, необходимость консалтингового сопровождения профессиональной практики педагогов в режиме непрерывности.




В последние десятилетия патриотическое воспитание масштабно культивировалось в основном в формах, представляющих его военнопатриотическую, героико-патриотическую и оборонно-спортивную направленность, которые суть патриотизма представляют однобоко. В настоящее время в Республике Беларусь (РБ) наблюдаются стремления различного рода зарубежных идеологических структур к дестабилизации внутриполитической ситуации, разжиганию межконфессиональной и межнациональной розни, попыткам переформатирования сознания граждан РБ, и особенно молодежи, посредством внедрения различного рода экстремистских установок и ценностей. Данные обстоятельства чрезвычайно актуализируют необходимость задействования всех сфер деятельности человека в процессе воспитания патриотизма у молодежи.

В образовательной политике РБ патриотическому воспитанию отдан приоритет, что отражено в нормативно-правовых документах [2; 7; 8]. Они на государственном уровне закрепляют приоритетное направление воспитания в учреждениях образования — последовательное и активное содействие личностному становлению гражданина и патриота своей страны, профессионала-труженика, ответственного семьянина [7].

Целями патриотического воспитания являются формирование у граждан патриотизма, развитие у них высокой социальной активности, гражданской ответственности и дисциплинированности, способности проявить себя в укреплении и защите государства, обеспечении его жизненно важных интересов и устойчивого развития [8].

В Барановичском государственном университете (БарГУ) патриотическое воспитание студенчества реализуется в непрерывном режиме через такие формы, как волонтерство, поддержка общегосударственных акций и мероприятий и участие в них, организация и проведение мероприятий патриотической направленности в университете и школах региона.

Актуальность проблемы формирования патриотизма студентов в процессе практико-ориентированной учебной деятельности по освоению технологии обработки швейных изделий (ТОШИ) обусловлена следующим:

Список литературы

1. 21. Peer Teaching Consultants: Design Principles for Instructional Development and Program Alignment / C. H. Theisen, A. Modell, Y. Muñoz, K. Saichaie // New Directions for Teaching and Learning. — 2020. — Vol. 163. — P. 55–63.
2. 20. Moldagaliev, B. A. Methods of Patriotic Upbringing to High School Students / B. A. Moldagaliev, G. S. Mukhieva // Bulletin WKU. — 2019. — № 1 (73). — Р. 12–17.
3. 19. Lukashenia, Z. Use of Gamification as a Means of Consulting Support for Continuous Professional Development of Teachers / Z. Lukashenia, E. Levanova, N. Tamarskaia // The Proceedings of the International Scientific Conference Rural Environment. Educat
4. 18. Lukashenia, Z. Consulting as a pedagogical guidance technology in the continuous education of a pedagogue / Z. Lukashenia, N. Sianiuta // Society. Integration. Education. Proceedings of the International Scientific Conference. May 22–23, 2020. — 2020.
5. 17. Cook, K. Brief Counseling Scenarios from Fictional Characters for Counselors in Training / K. Cook // Journal on Educational Psychology. — 2018. — Vol. 11, №3l. — Р. 43–48.
6. 16. Bessarabova, I. S. Development of the Idea of Patriotic Education of Students Through School Songs in China. Research Result / I. S. Bessarabova, L. Tse // Pedagogy and Psychology of Education. — 2022. — Vol. 8, № 3. — Р. 28–37.
7. 15. Anderson, M. Converging Andragogy with Working Adult Professionalism in Initial Teacher Preparation / M. Anderson, S. Boutelier // Journal of Educational Research and Practice. — 2021. — Vol. 11, № 1. — P. 202–216.
8. 14. Чивильдеев, А. П. Сущностно-содержательная характеристика понятия «патриотическое воспитание» / А. П. Чивильдеев // Colloquium-Journal. — 2019. — № 18. — № 4 (42). — С. 26–28.
9. 13. Федорова, С. И. Актуальные проблемы и перспективы формирования системы патриотического воспитания / С. И. Федорова // Педагогическое образование и наука. — 2022. — № 6. — С. 44–51.
10. 12. Семенов, И. Н. Философско-психологические аспекты рефлексивно-педагогического развития человеческого капитала в процессе информационной цифровизации образования / И. Н. Семенов, И. С. Гришин // Мир психологии. — 2021. — № 1/2 (105). — С. 20–33.
11. 11. Романов, В. А. Патриотическое воспитание в России как воплощение в жизнь русской идеи / В. А. Романов // Проблемы современного педагогического образования. — 2019. — № 63/2. — С. 279–283.
12. 10. Роберт, И. В. Конвергентное образование: истоки и перспективы / И. В. Роберт // Наука о человеке: гуманитарные исследования — 2018. — № 2 (32). — С. 64–76.
13. 9. Прокурова, Н. С. Роль патриотического воспитания в формировании личности / Н. С. Прокурова, В. И. Прокурова // Тенденции развития науки и образования. — 2022. — № 92/3. — С. 43–46.
14. 8. Программа патриотического воспитания населения на 2022–2025 гг. : Постановление МО РБ от 29.12.2021 г. № 773. — URL: <a href="https://programma-patrioticheskogovospitaniya" target="_blank">https://programma-patrioticheskogovospitaniya</a> (дата обращения: 14.03.2023).
15. 7. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021–2025 гг. : Постановление МО РБ от 31.12.2020 г. № 312. — URL: <a href="https://" target="_blank">https://</a> programma-vospitaniya-2021-2025 (дата обращения: 14.03.2023).
16. 6. Патриотическое воспитание молодежи Республики Беларусь: современное состояние и перспективы развития : науч.-метод. пособие / Л. С. Кожуховская [и др.]. — Минск : РИВШ, 2021. — 160 с.
17. 5. Патриотизм и патриотическое воспитание в контексте вызовов современности : матер. междунар. науч.-практ. конф., г. Минск, 16–17 мая 2019 г. / редкол.: Г. П. Коршунов (гл. ред.) [и др.]. — Минск : ИПС РБ, 2019. — 433 с.
18. 4. Олейникова, А. В. Патриотическое воспитание молодежи как элемент модернизации страны / А. В. Олейникова // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт : сб. тр. междунар. науч.-практ. конф. — Старый Оскол, 2020. — С. 165–168.
19. 3. Лабыгина, А. В. Концепт «гражданско-патриотическое воспитание» в отечественной педагогической и философской мысли начала ХХ века / А. В. Лабыгина // Профессиональное образование и общество. — 2020. — № 1 (33). — С. 206–212.
20. 2. Концепция развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. — 2021. — URL: <a href="https://kontseptsiya-do-2030-goda/" target="_blank">https://kontseptsiya-do-2030-goda/</a> (дата обращения: 14.03.2023).
21. 1. Болджурова, И. С. Проблемы патриотического и гражданского воспитания молодежи Кыргызской Республики и ответственность педагога / И. С. Болджурова, Д. С. Мусина. — Бишкек, 2016. — 253 с.

Остальные статьи