Дата публикации: 01.04.2023

Сформированность стадий становления субъектности и их взаимосвязь с типами межличностных отношений у руководителей образовательных учреждений

Аннотация

Сформированность субъектности педагогов, осуществляющих целенаправленное воздействие на обучающихся, рассматривалась ранее как априори заданная. Проведенное пилотажное исследование сформированности стадий становления субъектности руководителей, занимающихся педагогической деятельностью и управляющих созданием образовательной среды, позволило изучить характер взаимодействия внутри образовательной системы. Выделены стадии формирования субъектности, развитые у педагогов на высоком и низком уровнях, обнаружены значимые взаимосвязи связности стадий субъектности с типами межличностных отношений.




Трудами Л. С. Выготского [2] положено начало системного целенаправленного изучения и формирования продуктивной социальной и образовательной среды, что продолжено в работах П. Я. Гальперина (см.: [8]), В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина [13], Г. А. Ковалева, Р. И. Суннатовой [12], Д. В. Бердниковой, А. А. Печеркиной, Э. Э. Сыманюк [1] и др. В работах В. И. Панова [16], Л. М. Митиной [6], Е. И. Колесниковой, И. В. Плаксиной [9; 17] особое внимание уделяется вопросам становления субъектности в результате учебного взаимодействия [10]. Организация образовательной среды начинается с подготовки профессиональных педагогических кадров  [5], поэтому роль учителя и наставника невозможно переоценить. Согласно государственному образовательному стандарту профессиональная подготовка затрагивает прежде всего развитие профессиональных компетенций (знаний и умений) у специалистов в зависимости от специфики трудовых функций и действий. В этом длинном перечне отсутствует системный взгляд на вопрос личностной психологической подготовки педагогов в соответствии с культурным и ценностным запросом общества. Существует определенный социальный заказ на формирование субъектности у подрастающего поколения [11], тогда как субъектность и ее динамические характеристики воспитателей, педагогов и наставников упускаются из виду.

Целью статьи является изучение сформированности стадий становления субъектности и их взаимосвязей с типами межличностных отношений руководителей образовательных учреждений дошкольного и школьного образования, занимающихся педагогической деятельностью.

Объектом нашего исследования стала сформированность стадий становления субъектности.

Предметом — выраженность стадий становления субъектности и их взаимосвязь с типами межличностных отношений руководителей образовательных учреждений.

Фрактальная экопсихологическая модель В. И. Панова и А. В. Капцова [3] акцентирует внимание на содержательных и психодинамических характеристиках субъектности, определяющих их когнитивно-регуляторных способностях, видах учебной активности и взаимодействий между участниками социальной образовательной среды.

Список литературы

1. 18. Thomas, T. Interpersonal Conflict-Handling Behavior as Reflections of Jungian Personality Dimensions / T. Thomas, R. H. Kilmann // Psychological Reports. — 1975. — Vol. 37, № 3. — P. 971–980. — URL: <a href="https://kilmanndiagnostics.com/wp-content/uploads/20" target="_blank">https://kilmanndiagnostics.com/wp-content/uploads/20</a>
2. 17. Panov, V. I. The peculiarities of the agency of schoolchildren of 7–8 and 8–10 classes / V. Panov, I. Plaksina // International Conference on Psychology and Education (ICPE 2018) “The European Proceedings of Social and Behavioural Sciences”. — Moscow,
3. 16. Panov, V. Didactic and Psychodidactic Features of Forming Universal Learning Action Subject / V. Panov, I. Plaksina // Proceedings of the 3rd International Conference on Arts, Design and Contemporary Education (ICADCE 2017). — Moscow, 2017. — Vol. 124
4. 15. Leary, T. Interpersonal Diagnosis of Personality : A Functional Theory and Methodology for Personality Evaluation / T. Leary. — Eugene, OR : Resource Publications, 2004. — 518 p.
5. 14. Kilmann, R. H. Celebrating the Thomas-Kilmann Conflict Mode Instrument (TKI) and Systemwide Conflict Management / R. H. Kilmann // Kilmann Diagnostics Website. — 2014. — URL: <a href="https://kilmanndiagnostics.com/celebrating-the-thomas-kilmann-instrumenttki-" target="_blank">https://kilmanndiagnostics.com/celebrating-the-thomas-kilmann-instrumenttki-</a>
6. 13. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах : избр. психол. тр. / Д. Б. Эльконин. — Москва : Институт практической психологии ; Воронеж : МОДЭК, 2001. — 416 с.
7. 12. Суннатова, Р. И. Субъектность педагога как условие субъект-совместного взаимодействия в образовательной среде / Р. И. Суннатова // Экопсихологические исследования — 6: экология детства и психология устойчивого развития : сб. науч. ст. / отв. ред. В. И
8. 11. Становление субъектности учащегося и педагога : кол. монография / под ред. В. И. Панова. — Москва : Психологический институт РАО ; Санкт-Петербург : Нестористория, 2018. — 304 с.
9. 10. Становление субъектности: от экопсихологической модели к психодидактическим технологиям : кол. монография / под ред. В. И. Панова. — Москва : Психологический институт РАО ; Санкт-Петербург : Нестор-история, 2022. — 399 с.
10. 9. Плаксина, И. В. Онтологическая модель становления субъекта инновационной педагогической деятельности / И. В. Плаксина // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки». — 2018.— № 10. — С. 69–74. — EDN: LYNFMN
11. 8. Панов, В. И. Экопсихология : Парадигмальный поиск / В. И. Панов. — Москва : Психологический институт РАО ; Санкт-Петербург : Нестор-История, 2014. — 304 с.
12. 7. Мишакова, Г. А. Возможности и перспективы диагностики стадий становления субъектности в рамках экопсихологической парадигмы / Г. А. Мишакова // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия Психология. — 2022. — № 1 (31). — С. 90–104. — EDN: SRMKUB
13. 6. Митина, Л. М. Система «Наука — образование — профессия» как стратегический ресурс и инновационная реализация развития человеческого капитала в обществе ХХ1 века / Л. М. Митина // Наука — образование — профессия: системный личностноразвивающий подход /
14. 5. Митина, Л. М. Психология профессионально-карьерного развития личности / Л. М. Митина. — Москва : Психологический институт РАО ; Санкт-Петербург : НесторИстория, 2019. — 400 с.
15. 4. Капцов, А. В. Факторная валидность опросника стадий становления субъектности студентов / А. В. Капцов, Е. И. Колесникова, В. И. Панов // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия Психология. — 2021. — № 1 (29). — С. 77–91. — EDN: NHVUJC
16. 3. Капцов, А. В. Развитие способности как стадии становления субъектности (в контексте принципа фрактальности) / А. В. Капцов, В. И. Панов // Способности и ментальные ресурсы человека в мире глобальных перемен / отв. ред. А. Л. Журавлев [и др.]. — Москва,
17. 2. Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. — Москва : Смысл : Эксмо, 2005. — 1136 с.
18. 1. Бердникова, Д. В. Модель профессиональной активности педагога / Д. В. Бердникова, А. А. Печеркина, Э. Э. Сыманюк // Наука — образование — профессия: системный личностно-развивающий подход / под общ. ред. Л. М. Митиной. — Москва, 2019. — C. 423–426. — E

Остальные статьи