Сформированность стадий становления субъектности и их взаимосвязь с типами межличностных отношений у руководителей образовательных учреждений
Аннотация
Сформированность субъектности педагогов, осуществляющих целенаправленное воздействие на обучающихся, рассматривалась ранее как априори заданная. Проведенное пилотажное исследование сформированности стадий становления субъектности руководителей, занимающихся педагогической деятельностью и управляющих созданием образовательной среды, позволило изучить характер взаимодействия внутри образовательной системы. Выделены стадии формирования субъектности, развитые у педагогов на высоком и низком уровнях, обнаружены значимые взаимосвязи связности стадий субъектности с типами межличностных отношений.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир психологии № 02/2023 |
Страницы | 139-147 |
УДК | 159.99 |
DOI | 10.51944/20738528_2023_2_139 |
Трудами Л. С. Выготского [2] положено начало системного целенаправленного изучения и формирования продуктивной социальной и образовательной среды, что продолжено в работах П. Я. Гальперина (см.: [8]), В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина [13], Г. А. Ковалева, Р. И. Суннатовой [12], Д. В. Бердниковой, А. А. Печеркиной, Э. Э. Сыманюк [1] и др. В работах В. И. Панова [16], Л. М. Митиной [6], Е. И. Колесниковой, И. В. Плаксиной [9; 17] особое внимание уделяется вопросам становления субъектности в результате учебного взаимодействия [10]. Организация образовательной среды начинается с подготовки профессиональных педагогических кадров [5], поэтому роль учителя и наставника невозможно переоценить. Согласно государственному образовательному стандарту профессиональная подготовка затрагивает прежде всего развитие профессиональных компетенций (знаний и умений) у специалистов в зависимости от специфики трудовых функций и действий. В этом длинном перечне отсутствует системный взгляд на вопрос личностной психологической подготовки педагогов в соответствии с культурным и ценностным запросом общества. Существует определенный социальный заказ на формирование субъектности у подрастающего поколения [11], тогда как субъектность и ее динамические характеристики воспитателей, педагогов и наставников упускаются из виду.
Целью статьи является изучение сформированности стадий становления субъектности и их взаимосвязей с типами межличностных отношений руководителей образовательных учреждений дошкольного и школьного образования, занимающихся педагогической деятельностью.
Объектом нашего исследования стала сформированность стадий становления субъектности.
Предметом — выраженность стадий становления субъектности и их взаимосвязь с типами межличностных отношений руководителей образовательных учреждений.
Фрактальная экопсихологическая модель В. И. Панова и А. В. Капцова [3] акцентирует внимание на содержательных и психодинамических характеристиках субъектности, определяющих их когнитивно-регуляторных способностях, видах учебной активности и взаимодействий между участниками социальной образовательной среды.