Учитель русских учителей о гражданско-патриотическом воспитании молодежи (к 200-летию со дня рождения К. Д. Ушинского
Аннотация
Статья посвящена гражданско-патриотическому воспитанию молодого поколения, основоположником которого стал великий педагог К. Д. Ушинский. Современными исследователями проведен теоретический анализ его педагогического наследия, уточнено авторское определение понятия «гражданско-патриотическое воспитание», указаны педагогические условия реализации гражданско-патриотического воспитания учащейся молодежи.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир психологии № 02/2023 |
Страницы | 132-139 |
УДК | 37.013 |
DOI | 10.51944/20738528_2023_2_132 |
Константин Дмитриевич Ушинский — отечественный педагог и писатель, основоположник научных идей в мировом педагогическом пространстве, автор уникальных открытий в области народного, а в сущности — гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения, великий учитель русских учителей и наставник родителей. Педагогические труды К. Д. Ушинского занимают важное место в русской и мировой литературе и особое признание в многочисленных читательских сердцах. Благодарный сподвижник научных учений талантливого педагога и писателя Л. Н. Модзалевский так представил основоположника отечественной научной педагогики русскому и мировому сообществу: «Ушинский — это наш действительно народный педагог, точно так же как Ломоносов — наш народный ученый, Суворов — наш народный полководец, Пушкин — наш народный поэт, Глинка — наш народный композитор» [2]. Инновационным прорывом в мировой педагогике явилось известное выражение К. Д. Ушинского, ставшее научной аксиомой в воспитании подрастающего поколения: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях» [12, с. 23]. Осознавая это утверждение народного учителя, педагог обязан всесторонне знать своего воспитанника: в раннем детстве и в преклонные годы; в семье и в социуме; в образовании и в профессиональной деятельности; в порыве радости и в минуты скорби; в бедности и в величии; в славе и в презрении, что откроет воспитателю все двери в познании человеческой природы для формирования гармонично развитой личности (см.: [12, с. 35]), что, по мнению основоположника отечественной научной педагогики, приведет к реализации гражданских и патриотических чувств у молодого поколения.
К. Д. Ушинский, исходя из особенностей развития природы человека (с учетом развития его индивидно-индивидуальных и личностно-индивидуальных особенностей), показывает нам, что личность воспитывает все, что ее окружает, и об этом должен знать каждый педагог, наставник, воспитатель и родитель. Субъект всегда проявляет интерес к тому, что для него является дорогим, без чего он не представляет своего существования. Поэтому каковы у человека ценностные установки, которых он придерживается в своей жизни, таковы и его душевные чувства, и гражданская позиция, влияющие на выбор тех или иных действий.
К сожалению, бесценные учения К. Д.Ушинского не всегда и не везде реализуются в образовательном пространстве. Например, если не учитывать тот факт, что подростка воспитывает буквально все, что его окружает, то это в педагогической практике образовательных организаций может привести к непредвиденным рискам. Так, 15 января 2018 г. двое учащихся средней общеобразовательной школы №127 г. Перми, движимые ненавистью к окружающим, убежденные в безнаказанности за свои поступки, используя холодное оружие, во время урока нанесли колото-рваные раны различной степени тяжести учительнице и 14 школьникам четвертого класса. 11 мая 2021 г. бывший ученик Казанской гимназии № 175, приветствуя прохожих нацистским жестом и не пряча от них оружия, не обратил на себя внимание горожан, что привело к тяжким трагическим последствиям. 26 сентября 2022 г. в Ижевской общеобразовательной школе № 88 бывший ученик этой же школы открыл огонь по учащимся и преподавателям: погибли 17 человек, 11 из которых — дети, десятки получили ранения различной тяжести. 2 апреля 2023 г. выпускница общеобразовательной школы, окончившая ее с золотой медалью, но прервавшая обучение в медицинском университете, совершает кровавый теракт в кафе «Патриот» города Санкт-Петербурга. Здесь нельзя не вспомнить пророческие слова К. Д. Ушинского о связи между отсутствием гражданских и патриотических чувств с совершением описанных выше преступлений у представителей молодежи: «…школа по-прежнему будет чистилищем, через все степени которого надо пройти человеку, чтобы добиться того или другого положения в свете, а действительным воспитателем будет по-прежнему жизнь, со всеми своими безобразными случайностями. Практическое значение науки в том и состоит, чтобы овладевать случайностями жизни и покорять их разуму и воле человека» [10, с. 27].
К. Д.Ушинский в своей педагогической деятельности прозорливо обращал внимание учителей и наставников на существующие в воспитании жизненные обстоятельства и связанные с ними трудности. Он говорил о том, что воспитание субъекта не ограничивается только спланированной педагогами и наставниками воспитательной работой образовательных организаций, так как существуют еще более значимые воспитатели — непреднамеренные: семья, социум, окружающие субъект люди и природа, вероисповедание народа и его родной язык, исторические ценности и традиции малой и большой Родины (см.: [12, с. 18]).
Л. М. Митина и Г. В. Митин в своих научных исследованиях также придерживаются позиции, совпадающей со взглядами К. Д. Ушинского о воспитателях непреднамеренных, подтверждая их существование в условиях глобального кризиса. Авторы публикации показывают, что профессиональное развитие педагога реализуется в том геополитическом пространстве и при том социуме, которые его окружают в настоящее время, а поэтому траектория его индивидуального развития зависит от разных условий. По их мнению, только педагоги с высокой мотивацией к личностно-профессиональному развитию и со сформированными специальными компетенциями, с качествами гражданина и патриота, ответственного за судьбу своего Отечества, способны создать психологически благоприятную образовательную среду и обеспечить процесс непрерывного педагогического образования (см.: [3, с. 8]).