Дата публикации: 01.04.2023

Об индивидуальном подходе в педагогике искусства

Аннотация

Статья посвящена возможностям осуществления индивидуального подхода к художественному развитию детей. Авторы различают понятия «индивидуальность» и «индивидуально-типологические различия». Индивидуальность — это уникальная целостность каждого ребенка. Индивидуально-типологические различия характеризуют ребенка как одного из представителей определенного человеческого типа. В первом случае главная задача педагога — поддерживать творческую инициативу, исходящую от самого ребенка. Во втором педагог учитывает типические особенности детей, которые могут помогать или препятствовать успешности их художественного развития.




Цель этой статьи — рассмотреть некоторые возможности индивидуального подхода к художественному развитию ребенка. Мы имеем в виду не выявление и форсированное развитие специально одаренных детей, а поиски путей и условий для того, чтобы, приобщаясь к художественному творчеству, каждый ребенок обретал и проявлял себя как творческая индивидуальность. Чтобы он почувствовал себя автором, творцом. Творцом не только в искусстве, которому посвятят себя лишь немногие люди, а человеком, способным и правомочным создавать нечто такое, что возникает в мире именно благодаря ему как результат его свободного действия [9; 14; 15; 16].

Проблема индивидуального подхода относится к числу приоритетных для отечественной педагогики и педагогической психологии. При этом на первый план обычно выступает ее адаптивный аспект — необходимость учитывать психологические, физиологические, поведенческие особенности детей, что помогло бы разным ученикам более или менее синхронно и с минимумом отрицательных эмоций осваивать общий для всех учебный материал.

Но наряду с адаптивным существует и другой аспект индивидуализации — творческий, которому и посвящаются наши размышления. Он означает поиски или даже прокладывание пути, на котором раскроется творческий потенциал ребенка, — та «внутренняя энергия души» [4], способность и одновременно потребность в творчестве, с которой, по нашему убеждению и опыту, вступает в жизнь каждый человек. Тут требуется внимание к избирательной активности ребенка, к его потребности, по выражению митр. Антония Сурожского, «жить изнутри наружу», а не только к тому, как он усваивает предъявляемое ему «извне». Именно тут мы встаем лицом к лицу с проблемой индивидуальности ребенка.

Поскольку этот термин понимается по-разному, поясним, что он означает в контексте наших размышлений. Индивидуальность мы будем понимать как уникальную целостность каждого человеческого существа, незаменимую и ценную именно в силу своей уникальности.

Она постигается неблагодаря сравнению с другими (уникальное по определению беспрецедентно и «несравненно»), не как внешний объект изуче- ния, не «в третьем лице», а в отношении «Я-ТЫ» [2], как непосредственная данность; постигается благодаря общности человеческой природы [3].

Список литературы

1. 1. Арцишевская, Е. В. Художественно-изобразительные способности подростков: индивидуально-типологический анализ / Е. В. Арцишевская, М. К. Кабардов, А. А. Мелик-Пашаев // 125 лет Московскому психологическому обществу : юбил. сб. : в 4 т. — Москва, 2011. —
2. 2. Бубер, М. Два образа веры / М. Бубер. — Москва : Республика, 1996. — 462 с.
3. 3. Дильтей, В. Описательная психология / В. Дильтей. — Санкт-Петербург : Алетейя, 1996. — 153 с.
4. 4. Зеньковский, В. В. Собрание сочинений : в 4 т. / В. В. Зеньковский. — Москва : Русский путь : Дом русского зарубежья им. А. И. Солженицына, 2011. — Т. 3. Проблема психической причинности. — 416 с.
5. 5. Каневская, М. Е. Связь успешности художественного творчества с направленностью личности у детей / М. Е. Каневская, Л. М. Фирсова // Вопросы психологии. — 1990. — № 3. — С. 70–76.
6. 6. Каневская, М. Е. О роли направленности личности в успешности учения детей / М. Е. Каневская // Психологическая наука и образование. — 2000. — № 1. — С. 64–70.
7. 7. Кудина, Г. Н. Литературное чтение : программа для начального общего образования ; Литература : программа для основного общего и среднего (полного) образования / Г. Н. Кудина, З. Н. Новлянская. — Москва : Оникс, 2007. — 124 с.
8. 8. Максимова, С. В. Влияние взаимодействия родителей с детьми на проявление творческой активности детей / С. В. Максимова // Внешкольник. — 2010. — № 4. — С. 35–40.
9. 9. Мелик-Пашаев, А. А. Психология художественного творчества. Развитие художественной одаренности детей в пространстве общеобразовательной школы / А. А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская. — Москва : Изд-во Московского университета, 2022. — 238 с.
10. 10. Методы изучения и диагностики психического развития ребенка / под ред. Н. И. Непомнящей. — Москва : НИИ общей педагогики АПН СССР, 1975. — 250 с.
11. 11. Новлянская, З. Н. Можно ли учить творчеству? О проявлениях детской инициативы в процессе развивающего обучения литературе / З. Н. Новлянская // Вопросы психологии. — 2022. — Т. 38, № 2. — С. 111–123.
12. 12. Опыт системного исследования психики ребенка / под ред. Н. И. Непомнящей. — Москва : Педагогика, 1975. — 229 с.
13. 13. Павлов, И. П. Избранные сочинения / И. П. Павлов. — Ленинград : Государственное издательство политической литературы, 1951. — 581 с.
14. 14. Bowen, D. H. Investigating Causal Effects of Arts Education Experiences : Experimental Evidence from Houston’s Arts Access Initiative / D. H. Bowen, В. Kisida // Houston Education Research Consortium. — 2019. — Vol. 7, № 4. — P. 1–28.
15. 15. Lin, S. F. Artistic Development and Education / S. F. Lin // The Encyclopedia of Child and Adolescent Development. — John Wiley and Sons, 2020. — P. 1–16.
16. 16. Zeynep, D. Investigating the Creativity of Children in Early Childhood Education Institutions / D. Zeynep // Universal Journal of Educational Research. — 2019. — Vol. 7, № 3. — P. 652–658.

Остальные статьи