Об индивидуальном подходе в педагогике искусства
Аннотация
Статья посвящена возможностям осуществления индивидуального подхода к художественному развитию детей. Авторы различают понятия «индивидуальность» и «индивидуально-типологические различия». Индивидуальность — это уникальная целостность каждого ребенка. Индивидуально-типологические различия характеризуют ребенка как одного из представителей определенного человеческого типа. В первом случае главная задача педагога — поддерживать творческую инициативу, исходящую от самого ребенка. Во втором педагог учитывает типические особенности детей, которые могут помогать или препятствовать успешности их художественного развития.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир психологии № 02/2023 |
Страницы | 123-131 |
УДК | 159.9.07 |
DOI | 10.51944/20738528_2023_2_123 |
Цель этой статьи — рассмотреть некоторые возможности индивидуального подхода к художественному развитию ребенка. Мы имеем в виду не выявление и форсированное развитие специально одаренных детей, а поиски путей и условий для того, чтобы, приобщаясь к художественному творчеству, каждый ребенок обретал и проявлял себя как творческая индивидуальность. Чтобы он почувствовал себя автором, творцом. Творцом не только в искусстве, которому посвятят себя лишь немногие люди, а человеком, способным и правомочным создавать нечто такое, что возникает в мире именно благодаря ему как результат его свободного действия [9; 14; 15; 16].
Проблема индивидуального подхода относится к числу приоритетных для отечественной педагогики и педагогической психологии. При этом на первый план обычно выступает ее адаптивный аспект — необходимость учитывать психологические, физиологические, поведенческие особенности детей, что помогло бы разным ученикам более или менее синхронно и с минимумом отрицательных эмоций осваивать общий для всех учебный материал.
Но наряду с адаптивным существует и другой аспект индивидуализации — творческий, которому и посвящаются наши размышления. Он означает поиски или даже прокладывание пути, на котором раскроется творческий потенциал ребенка, — та «внутренняя энергия души» [4], способность и одновременно потребность в творчестве, с которой, по нашему убеждению и опыту, вступает в жизнь каждый человек. Тут требуется внимание к избирательной активности ребенка, к его потребности, по выражению митр. Антония Сурожского, «жить изнутри наружу», а не только к тому, как он усваивает предъявляемое ему «извне». Именно тут мы встаем лицом к лицу с проблемой индивидуальности ребенка.
Поскольку этот термин понимается по-разному, поясним, что он означает в контексте наших размышлений. Индивидуальность мы будем понимать как уникальную целостность каждого человеческого существа, незаменимую и ценную именно в силу своей уникальности.
Она постигается неблагодаря сравнению с другими (уникальное по определению беспрецедентно и «несравненно»), не как внешний объект изуче- ния, не «в третьем лице», а в отношении «Я-ТЫ» [2], как непосредственная данность; постигается благодаря общности человеческой природы [3].