Теоретический анализ психологических аспектов стресса
Аннотация
В статье проведен теоретический анализ научной литературы по исследованию психологических аспектов стресса. Раскрывается содержание понятия «стресс», психологических факторов, способствующих возникновению данного синдрома. На основании проведенных исследований предложены общие рекомендации по преодолению стрессовых состояний.
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 04/2023 |
Страницы | 348-358 |
УДК | 159.9 |
DOI | 10.51944/20738536_2023_4_348 |
В сегодняшних непростых условиях, когда общество находится в постоянно напряженной атмосфере от ежедневного ожидания неприятных вестей с мест проведения специальной военной операции, уровень тревожности населения страны постепенно растет, что оказывает негативное влияние на психику людей. Именно поэтому сегодня как никогда особую значимость приобретает изучение психологических аспектов стресса в целях снижения риска возникновения стрессовых ситуаций. Стрессы воздействуют на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими, оказывают влияние на семейную жизнь и др.
На наш взгляд, наиболее точное определение стрессу дает Г. Селье, для которого стресс — «это неспецифическая реакция организма на любое предъявленное ему требование» [13, с. 16].
В то же время стресс, по мнению Г. Селье, — не только повреждения и болезни, но и важнейший инструмент тренировки и закаливания, так как он способствует повышению сопротивляемости организма внешним воздействиям, закаляет его защитные механизмы. В этом заключается позитивная роль стресса, его большое социальное значение.
Мы понимаем, что положительный результат достигается в нелегкой борьбе за выживание, где важное место отведено волевым качествам личности. Адекватное понимание положительных и отрицательных сторон стресса предполагает их правильное использование для устранения или снижения воздействия стрессора.
Стресс, оказывающий положительное воздействие на человека, Г. Селье определил как эустресс. При эустрессе происходит активизация познавательных процессов и процессов самосознания, осмысления действительности, памяти.